Проекты лицея | Публичный отчет 2009 лицея |
Проект
«Управление качеством образования»
Качество образования выступает одной из самых значимых ценностей современного человека. Общеобразовательное учреждение не может не реагировать на запросы, потребности, ожидания социума, детей, родителей, работодателей, стремясь к наиболее полному их учёту и удовлетворению. От качества образования, обеспечиваемого школой, напрямую зависит благополучие её выпускников в жизни, их конкурентоспособность в профессиональной сфере.
Качество образования – это такая совокупность его свойств, которая обусловливает его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности и в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.
Возрастание требований к качеству образования обуславливает необходимость освоения общеобразовательным учреждением современных подходов к его оценке, управлению, исходя из ее ресурсных возможностей, традиций, организационной культуры.
Отсутствие на школьном уровне четкой Политики в области качества, объективной информации о качестве образования, затрачиваемых ресурсах, основных факторах, определяющих качество, соответствии качества образования социальному заказу города и государственных стандартов не позволяет должным образом влиять на качество, последовательно его улучшить.
Существует проблема освоения общеобразовательным учреждением опыта системного управления качеством, накопленного в сфере производства и услуг и нашедшего нормативное закрепление в международных стандартах.
Совершенствуемая система управления качеством образования лицея должна охватывать все грани ее деятельности, составляющие образовательного процесса. Среди них ключевое значение имеют содержание образования, педагогические технологии, учебная и воспитательная работа, повышение профессионализма учителей, управления лицеем, его ресурсами и т.д.
Миссия – создание достаточных и необходимых образовательных условий для социальной успешности обучающихся и выпускников лицея – выполнима только при высоком качестве процесса образования.
Цель – объединение и интеграция организационных, методических, научных, кадровых, управленческих усилий и ресурсов, использование всех структур лицея как педагогической системы на основе научных принципов и закономерностей в целях достижения высокого уровня качества ее функционирования и развития, создающих основу для формирования гармонически развитой личности, сочетающей высокую образованность, культуру, нравственность, творчество.
Управление качеством образования осуществляется в соответствии со следующими принципами и положениями:
- гуманизация и гуманитаризация общего образования, ориентация на свободное, целостное развитие личности в образовании, раскрытие индивидуального потенциала обучаемых с учетом состояния их здоровья;
- усиление научных основ в организации образовательного процесса в лицее;
- вовлечение все большего числа представителей педагогического сообщества в работу по улучшению качества, проведение общественной экспертизы по качеству;
- принцип рефлексивности, доминирования самооценки, использование процедуры самообследования.
Для расширения сферы применения системы управления качеством образования в лицее намечено решение следующих задач:
- повышение лидерства и ответственности представителей администрации в работе по улучшению качества образовательного процесса;
- организация взаимодействия всех должностных лиц в процессе управления качеством образования с учётом требования горизонтальной координации труда;
- достижение оптимального сочетания централизации и децентрализации в системе управления качеством образования с чётким документальным закреплением обязанностей, полномочий, ответственности;
- обучение должностных лиц и исполнителей навыкам работы по управлению качеством образования, внутрифирменное обучение в области качества;
- освоение новых методов и технологий управления качеством;
- создание информационно-компьютерной среды для управления информационными ресурсами и оптимизации процесса принятия решений;
- совершенствование документооборота в лицее, перевод его на электронные носители;
- организация комплексного мониторинга качества образования в лицее;
- улучшение работы с партнерами, использование партнёрства как стратегического резерва улучшения качества;
- формирование банков данных по отдельным аспектам управления качеством образовательного процесса;
- внедрение в систему оценки качества образования в лицее новых процедур, критериев, показателей;
- отработка методик и процедур проведения комплексной экспертизы совершенства механизма управления качеством образовательного процесса.
Управление качеством образования в лицее находится в компетенции администрации, которая:
- организует разработку нормативных и методических материалов по управлению качеством образования и обеспечивает ими лицей;
- планирует и организует комплексный анализ состояния образования лицея, в том числе качества образования в целом и по его отдельным направлениям;
- осуществляет разработку стратегических целей деятельности лицея и прогнозирует (совместно с педагогическим коллективом) ее развитие.
- разработка новых локальных актов лицея в соответствии с международными стандартами, регламентирующих ее деятельность по вопросам управления и оценки качества образования, функционирования системы менеджмента качества.
- разработка методических рекомендаций для отдельных подразделений и исполнителей по вопросам качества образования с целью большей координации и реализации на практике Политики в области качества;
- функционирование кружков по качеству, общественного совета по качеству.
- создание условий для повышения квалификации администрации, педагогов лицея по вопросам системной диагностики качества образования;
- подготовка экспертов для проведения экспертизы и внутреннего аудита качества образования в гимназии.
- формирование банка данных об уровне и качестве образовательных услуг;
мониторинг образовательных потребностей обучающихся, жителей микрорайона.
- оснащение экспертно-аналитических и информационных служб современным техническим оборудованием.
- обеспечение оплаты повышения квалификации педагогических кадров по вопросам управления и оценки качества образования;
- оплата издания информационно-методических материалов с отражением опыта лицея в области системного управления качеством образования.
• Реальный рост качества деятельности всех структур лицея, элементов образовательного процесса, качества образовательных услуг, предоставляемых обучающимся в рамках основной образовательной программы и программ дополнительного образования.
• Качественное изменение основных субъектов образовательного процесса: личности обучающихся, педагогов и администрации.
• Своевременное выявление проблем в системе управления качеством образования, связанных с перегрузками обучающихся и учителей и ухудшением состояния их здоровья.
• Формирование в лицее культуры качества, внутренней среды для его непрерывного улучшения.
• Удержание лицеем лидерства в г. Ростове-на-Дону по качеству подготовки ее выпускников.
• Разработка и предоставление потребителям новых видов качественных образовательных услуг.
Проекты лицея | Публичный отчет 2009 лицея |