Проекты лицея Публичный отчет 2009 лицея

Проект

«Центр образования как одно из условий модернизации муниципальной системы образования»

Не ребенок должен приспосабливаться к школе, а напротив, именно школа стремится адаптироваться к любому ученику, принимая во внимание его склонности и способности, состояние физического и психического здоровья.

Е. Ямбург

Актуальность разработки проекта

В Концепции модернизации российского образования  достаточное внимание уделяется необходимости создания условий для того, что система образования стала более открытой. Открытость  образовательных учреждений позволит сделать образование более доступным, качественным, привлечь к решению проблем образования общественность.

Таким образом, поиск эффективных форм, методов перехода к  открытым  образовательным учреждениям становится одной из актуальных задач совершенствования общего образования. Изучение литературы по данному вопросу и анализ собственных ресурсов (в частности, компьютерная оснащенность, качество информационно-образовательного пространства лицея и его социума в области ИКТ-компетентности педагогического коллектива) позволили нам предположить, что создание Центра образования позволит эффективно решать данную задачу.

Целесообразность разработки данного проекта обусловлена рядом причин. Прежде всего, создание модели Центра образования позволит более эффективно решать целый комплекс задач, связанных с учебным процессом как внутри лицея, так и в открытом образовательно-воспитательном пространстве. Становление Центра образования сделает образовательный процесс более открытым для профессионального сообщества, для обмена мнениями, идеями, передовым опытом. Анализ проблем современной образовательной действительности позволяет видеть, что такой Центр может достаточно успешно решать часть из них.

Цель проекта

Целью проекта является моделирование многомодульного образовательного комплекса – Центра образования, в котором реализуются программы дошкольного, общего и дополнительного образования, в частности, по реализации непрерывного воспитания и обучения.

Ожидаемый результат

         разработка и эффективное функционирование образовательного пространства как единого информационного, правового, содержательного, экономического и организационного пространства;

         создание ресурсного и сетевого методического и инновационного центра для образовательных систем различных уровней.

Сроки реализации проекта

1 этап (2008-2009 г.г.) – осмысление и теоретическое обоснование проблемы;

2 этап (2009-2010 г.г.) – создание условий для эффективного функционирования модели Центра образования и нормативно-правовой базы;

3 этап (2010-2011 г.г.) – «доведение» Центра до состояния устойчивого функционирования и развития.

Объективная необходимость реорганизации общеобразовательного учреждения в модель Центра образования.

-       Переходное, противоречивое состояние общества, характеризуемое, с одной стороны, открытостью и усилением демократической тенденции, с другой – рядом негативных явлений: углубляющимся социально-экономическим кризисом, ростом имущественной и социальной дифференциации, ухудшением экологический, демографический обстановки, снижением психофизического здоровья граждан.

-       Ослабление воспитательных функций семьи.

-       Нарастание гетерогенности состава обучающихся.

Методологические принципы построения модели Центра образования:

-       обусловленность построения модели Центра образования в конкретных временных и региональных условиях;

-       системно-структурная целостность, идеологическая и организационная связанность ее подсистем и фрактальных объектов;

-       полидисциплинарность в решении всего комплекса проблем образовательной системы;

-       равноправное партнерское сосуществование различных педагогических парадигм, систем и технологий, предлагающее напряженный и плодотворный диалог культур;

-       постепенное преодоление противоречий когнитивной, личностной (эмоционально-волевой), культурологической и компетентностной парадигм образования, их поэтапная гармонизация;

-       широкий оптимизационный подход, пронизывающий все сферы функционирования и развития модели Центра образования.

Базовые черты Центра образования:

-       наличие неоднородного (гетерогенного) состава учащихся;

-       ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого учащегося;

-       гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации при удержании основных базовых ценностей;

-       создание всех необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одного учреждения (обновление содержания образования, отбор педагогических технологий и т.п.);

-       обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития ребенка;

-       дифференциация, разнообразные формы дифференцированного и многопрофильного обучения;

-       наличие диагностических, организационных и дидактических процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предлагающие перманентную перегруппировку учащихся на основе отслеживания динамики их развития;

-       здоровье физическое, психическое и нравственное, как интегральный показатель эффективности функционирования модели;

-       оптимальная комбинация учебно-образовательных моделей.

Целостная концептуальная система условий, способов построения и развития модели Центра образования:

-       организация комплексной медико-психолого-дефектологической службы, позволяющей обеспечить всестороннюю диагностику учебно-воспитательного процесса, отслеживание динамики развития учащихся;

-       преобразование Центра образования, включающий детский сад, начальную, среднюю и старшую школы с выходом на вузы, что позволяет обеспечить содержательную и методическую преемственность на всех этапах обучения и развития;

-       гибкая организация учебно-воспитательного процесса, учитывающая динамику развития детей, их психофизические особенности, способности и склонности;

-       создание соответствующих научных, организационно-педагогических и управленческих инфраструктур;

-       кадровое обеспечение масштабных системных преобразований учреждения, где центральной задачей становится удержание педагогов в исследовательской позиции, установление их продуктивного взаимодействия (диалога) со специалистами других наук о человеке (медиками, психологами, дефектологами и т.п.).

Предлагаемый проект Центра образования состоит из следующих структурных подразделений (модулей):

1.      Дошкольное образовательное учреждение (для детей от трех до семи лет).

2.      Начальная школа с пятыми классами.

3.      Средняя школа, включающая два модуля: основную и старшую школу (с гимназическими и лицейскими классами).

4.      Модуль дополнительного образования.

5.      Медико-психологическая служба и компьютерный центр по сути также являются структурными подразделениями Центра образования.

Организационная структура управления Центра образования

Каждый из модулей Центра, исходя из своей специфики, работает по определенной образовательной модели:

         дошкольная ступень и начальная школа – модель смешанных способностей;

         основная школа – постановочная модель;

         старшая школа – отборочная модель (для лицейских и гимназических классов) и модель смешанных способностей (для общеобразовательных и коррекционных  классов);

         центр досуга и развития  и медиацентр – интегративная модель.

К наиболее сложным управленческим задачам Центра образования следует отнести:

1.      Прогнозирование следующих этапов и неизбежных кризисов адаптивной школы исходя из быстро меняющейся управленческой, социально-педагогической и экономической ситуации в стране, регионе и учреждении.

2.      Разработку упреждающих шагов исходя из выявленных при анализе тенденций (работа на опережение плюс накопление запаса прочности за счет наращивания степеней свободы).

3.      Постоянную коррекцию, в связи с двумя предыдущими задачами, стратегии и тактики развития Центра в целом.

4.      Улавливание глубинных процессов самоорганизации, происходящих в Центре.

5.      Стимулирование инновационной деятельности временных и постоянных коллективов с целью удержания педагогов в исследовательской позиции.

6.      Нахождение тех чувствительных точек в Центре, воздействуя на которые можно получить наибольший резонансный эффект, развивающий систему в целом.

7.      Координацию, кооперацию, интеграцию усилий различных подразделений (модулей) в реализации общей образовательной философии и стратегии развития Центра.

Свои особенности имеют в Центре такие управленческие функции как планирование, организация и контроль.

Миссия – создание достаточных и необходимых образовательных условий для социальной успешности учащихся и выпускников Центра.

Цели и приоритетные задачи на этапе создания Центра

Ведущей концептуальной идеей, определяющей перспективы создания, функционирования и развития Центра образования, является идея поэтапной гармонизации педагогических парадигм. Только в контексте данной идеи следует понимать задачи модернизации образования. При всей несомненной важности прагматических задач реформирования современной российской школы компетентностная парадигма не может быть признана единственной и самодостаточной. Для удержания в образовательном поле ценностей и смыслов культуры требуется взвешенный, сбалансированный подход. Идея поэтапной гармонизации педагогических парадигм требует детальной проработки с точки зрения содержания образования, педагогических технологий и управления учебно-воспитательным процессом.

Предусматривается завершить создание единого информационного пространства Центра, включая полную информатизацию управления.

К числу приоритетных локальных преобразований следует отнести:

-       Разработку и внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий.

-       Информатизацию развивающего обучения на базе передвижных мобильных компьютерных классов.

-       Углубление и развитие системы разноуровневого дифференцированного обучения в Центре

-       Дальнейшую разработку и совершенствование в рамках Центра содержания профильного образования с учетом склонностей и способностей учащихся и потребностей рынка. (Поэтапное введение новых специализаций в старшей школе, расширение предпрофильной подготовки с учетом интересов обучающихся в начальной и основной школе.)

-       Взаимное усиление передовых педагогических и информационных технологий, позволяющее достигать резонансного эффекта в учебно-воспитательном процессе.

-       Совершенствование воспитательного пространства в его современном смысловом и событийном наполнении.

-       Дальнейшее совершенствование и развитие сферы платных образовательных услуг, организацию экстерната, налаживание эффективной деятельности управляющего и попечительского совета.

Задачи модуля «Детский сад»:

-        Комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика воспитанников детского сада. Новым здесь является усиление нейропсихологической диагностики, выявляющей уровень сформированности высших психических функции ребенка.

-        Комплексная коррекция воспитанников детского сада.

-        Создание условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:

         мотивационно-потребностный,

         интеллектуальный (в том числе вербальный),

         произвольно-регуляторный,

         сенсорное и когнитивное развитие,

         развитие коммуникативных навыков,

         деятельно-практическое развитие.

-        Для достижения поставленных задач шире использовать развивающие ситуации.

-        Продолжить специальную разработку новых и адаптацию имеющихся отечественных и зарубежных психосберегающих систем и технологий развития и обучения детей.

-        Осуществлять постоянную реквалификацию педагогических кадров детского сада по вопросам педагогики, дефектологии и психологии.

Задачи модуля «Начальная школа с пятыми классами»

Центральная задача данного модуля — гармонизация личностной и когнитивной парадигм образования с постепенным наращиванием к завершению начальной школы когнитивной составляющей.

Для достижения этой цели на протяжении ряда лет предстоит решать задачу управления качеством образования, что в свою очередь предполагает:

-       существенное обновление содержания образования в начальной школе, предполагающее усиление его мировоззренческой функции, углубление интегративных начал в отборе материала и способах постижения целостной картины мира младшими школьниками;

-       обновленное духовно-нравственное наполнение предметов гуманитарного и естественно-научного цикла в контексте современных философских и культурологических представлений с учетом возрастных психологических особенностей младших школьников;

-       поэтапное решение задачи начальной духовной подготовки младших школьников: выстраивание на доступном для детей уровне иерархии ценностей средствами предметов и воспитательной внеурочной деятельности;

-       формирование предпосылок диалогического мышления учащихся в начальной школе;

-       репродукцию творческих состояний учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности как важнейшего фактора, определяющего качество образования.

Задачи повышения качества обучения в модуле «Начальная школа с пятыми классами»:

-       оптимальное сочетание развивающего и навыкового обучения на всем отрезке пребывания детей в начальной школе;

-       поиск оптимальных временных и возрастных рамок для плавного перехода от личностной к когнитивной парадигме образования в начальной школе;

-       дальнейшее развитие идей внутренней дифференциации обучения, предполагающих подбор педагогических систем и технологий обучения под конкретный контингент учащихся;

-       преемственность в работе детского сада и начальной школы по адаптации зарубежных педагогических систем к социокультурным особенностям России;

-       построение всего учебного процесса на основе комплексной диагностики учебной деятельности, предполагающей:

         учет и анализ максимального числа факторов, влияющих на учебный процесс;

         профилактику школьной дезадаптации на ранних этапах обучения и развития;

         разработку дифференцированных способов и методов контроля и корректирования учебного процесса, исходя из специфики образовательных программ, особенностей применяемых учителем педагогических технологий, возрастных и личностных характеристик конкретных учащихся;

         гибкое сочетание количественных и качественных показателей при диагностике учебного процесса;

         разработку компактной, удобной в работе психолого-педагогической системы оценки личностного развития учащихся, включающего не только интеллектуальную, но и волевую, и эмоциональную сферы;

         оптимальное сочетание процессуальных и результативных характеристик диагностики учебного процесса;

         экспертную оценку психофизической цены получаемых результатов обучения.

Поэтапное решение задач управления качеством образования в условиях Центра требует реквалификации педагогических кадров, которую нужно организовать по следующим направлениям:

-       философия и культурология и их связь с проблемой качества образования;

-       комплексная оценка учебного процесса;

-       углубление внутренней дифференциации обучения учащихся на основе осознанного выбора педагогических систем и технологий;

-       психолого-медико-дефектологическая переподготовка учителей, решающих задачи коррекционно-развивающего обучения.

Последний блок задач модуля «Начальная школа» связан с подготовкой материальных и кадровых условий:

-       пересмотр дислокации классов и групп детского сада и начальной школы;

-       пересмотр возрастного ценза набора в детский сад;

-       переподготовка педагогических кадров по данной проблеме.

В целом модуль «Начальная школа с пятыми классами» работает в логике образовательной модели «смешанных способностей».

Центральная задача данной параллели: несмотря на зафиксированное наукой снижение познавательных возможностей учащихся этого возраста, наилучшим образом подготовить их к переходу в более жесткую образовательную модель.

Задачи модуля «Основная школа» с гимназическими и лицейскими классами

Задачи модуля «Основная школа» определяются общей стратегией Центра образования и спецификой данного подразделения.

Специфика основной школы в модели Центра заключается в следующем:

-       переход к разноуровневому дифференцированному обучению (внешняя дифференциация);

-       наличие гимназических и лицейских, общеобразовательных классов и классов педагогической поддержки, осуществляющих коррекционно-развивающие программы;

-       существование специальных процедур перераспределения учащихся по потокам обучения;

-       изменение временных рамок функционирования основной школы: шестые-восьмые классы, а также девятые классы педагогической поддержки.

В целом для данного модуля характерно наращивание когнитивной парадигмы образования, ужесточение требований к качеству обучения на основе учета реальных учебных возможностей учащихся, постоянное отслеживание динамики развития детей.

Центральная задача модуля «Основная школа» – совершенствование модели разноуровневого дифференцированного обучения.

В свою очередь, решение этой комплексной задачи связано с обновлением содержания образования, совершенствованием педагогических технологий и отработкой управленческих процедур, обеспечивающих разноуровневую дифференциацию.

В области обновления содержания образования в контексте стратегии Центра образования предполагается:

-       усиление мировоззренческой направленности преподавания с целью воспитания полноценной, завершенной личности, умеющей жить на перекрестке открытых вопросов, обладающей устойчивым иммунитетом против массовых психозов и духовных эпидемий;

-       углубление духовно-нравственного содержания предметов гуманитарного и естественного цикла на основе современных философских и культурологических теорий;

-       углубление интегративных начал в преподавании, позволяющих формировать у обучающихся целостную, а не осколочную картину мира;

-       формирование основ диалогического мышления учащихся основной школы;

-       выработка у учащихся представления о необходимом внутреннем самоограничении, без которого свобода превращается в своеволие.

В общем виде этот комплекс задач, требующих осмысленного отбора содержания учебного материала, характеризуется как усиление воспитывающей функции обучения в новых условиях обостряющихся глобальных противоречий и конфликтов.

Для организационных структур модуля «Основная школа» в Центр образования целесообразно:

-       создать организационные структуры, обеспечивающие тесную связь с  учреждениями профессионально-технического образования;

-       совместно с центром дополнительного образования и учреждениями профтехобразования создать координационный совет по организации производственной деятельности учащихся модуля «Основная школа».

Модуль «Старшая школа» с лицейскими гимназическими  классами

Задачи модуля «Старшая школа» определяются общей стратегией Центра образования и спецификой данного подразделения. Специфика модуля «Старшая школа» заключается:

-       в дополнении разноуровневого обучения многопрофильным: экономико-математические, медико-биологические, лингвистические, гуманитарные и художественно-графические лицейские классы функционируют наряду с общеобразовательными;

-       в содержательной, методической и организационной связью с высшими учебными заведениями;

-       в кадровом потенциале, включающем преподавателей высшей школы;

-       в увеличении удельного веса вопросов профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки учащихся на завершающей стадии обучения в Центре;

-       в сдвинутых временных рамках обучения в старшей школе для гимназических и лицейских классов: 8 – 9 – 10 – 11-й класс;

-       в особенностях организационной структуры и управленческих процедур, позволяющих эффективно решать задачи данного модуля (советы лицея по направлениям; экзаменационные сессии и т.п.).

Исходя из того, что 98% учащихся старшей школы продолжает обучение в высших учебных заведениях, задачи данного модуля формулируются следующим образом:

-       интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к обучению в высшей школе;

-       подготовка к сдаче вступительных экзаменов в вуз в форме ЕГЭ;

-       профессиональная ориентация;

-       выполнение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого и многопрофильного обучения в старшей школе.

Вышеперечисленный блок задач, определяемых прагматическим социальным заказом, не снимает стратегические цели Центра образования в области обновления содержания образования, совершенствования педагогических технологий и оптимизации управленческих процедур.

В области обновления содержания образования необходимо:

-       углубление мировоззренческой направленности преподавания на основе мобилизации всех культурных ресурсов;

-       усиление воспитывающей функции обучения (сверхзадача – координированный рост свободы и ответственности личности);

В области преподавания естественно-научных и точных дисциплин, наряду с традиционными предстоит также решать задачи нравственного и мировоззренческого характера:

-       нравственная и экологическая цена научно-технического прогресса;

-       снятие слишком преувеличенного представления о человеческой мощи (пропаганда разумного самоограничения);

-       увеличение человеческой ответственности в современных сложных информационных, финансовых и технических системах;

-       преодоление инерции представлений о прогрессе как о линейном, поступательном процессе, который способен автоматически, за счет ресурсного обеспечения осчастливить человечество.

Совокупность мировоззренческих задач, решаемых преподаванием разных циклов и учебных дисциплин, требует углубления интегративного начала в отборе учебного материала, качественно нового понимания межпредметных связей, кооперации учителей различных предметов на добровольной основе в контексте исповедуемых педагогическим коллективом ценностей.

В области оптимизации педагогических технологий в старшей школе акцент делается на совершенствовании тех форм и методов, которые наилучшим образом способствуют выработке самостоятельного критического мышления, не отрицающего вместе с тем наличия  иерархии незыблемых ценностей: практикумы, коллективизмы, семинары, диспуты, максимальное использование современных информационных технологий и возможностей Интернета.

Приоритетное значение приобретает формирование у старшеклассников навыков исследовательской работы.

Преобразование учреждения в Центр образования в свою очередь выдвигает целый ряд задач, актуальных в модуле «Старшая школа»:

-       расширение поля профориентационной работы с ориентацией не только на вузы, но и на учреждения профессионально-технического образования: лицеи, колледжи, техникумы;

-       моделирование современных рыночных производственных отношений в учебном процессе;

-       начальная профессиональная подготовка учащихся общеобразовательных классов и желающих лицеистов на базе центра дополнительного образования.

-       Организационная структура и управленческие процедуры модуля «Старшая школа»:

-       создание координационного совета из числа руководителей методических кафедр для решения проблемы углубления интегративных начал в преподавании;

-       создание постоянно действующего семинара по проблеме «Обновление содержания образования»;

-       создание постоянно действующего семинара по проблеме «Углубление мировоззренческой направленности в преподавании точных дисциплин»;

-       поэтапная реквалификация педагогических кадров на базе современных философских и культурологических представлений, уточнение ценностных оснований, лежащих в основе педагогической деятельности Центра образования в целом.

Задачи модуля «Центр дополнительного образования»

Данный модуль целиком работает в личностной парадигме образования. Когнитивные цели не исключаются и даже приветствуются, но не они являются доминирующими.

Модуль представляет собой типичную инновационную модель со следующими принципами:

-       основное внимание уделяется индивидуальным и социальным целям, адаптации детей в процессе их интеграции в социальные процессы;

-       принцип модели — «педагогическая единица» (команда педагогов и специалистов — 7—10 человек, которая полностью обеспечивает образовательный процесс в широком смысле слова, и группа детей разного возраста — 60—100 человек на одну команду);

-       команда обеспечивает весь образовательный процесс, используя методы проективной работы, консультирование, коррекционно-развивающие приемы;

-       команда автономна, она формирует свое расписание, объем и содержание учебного материала;

-       границы между содержанием различных предметов нечеткие, размытые;

-       в ходе работы делаются попытки связать области знаний и реальную практику;

-       результат этих попыток — проективное обучение, тематическое, по интересам;

-       курс обучения открытый, он часто перестраивается по предложению учителей и учащихся.

Центр дополнительного образования реализует стратегические цели учреждения в целом, но имеет свои специфические задачи:

-       выявление и развитие склонностей и способностей детей к различным видам деятельности;

-       создание условий для детского творчества в области искусства, науки и техники;

-       создание «живого», практического дополнения к школьным предметным курсам;

-       профессиональная ориентация обучающихся;

-       формирование разновозрастных детских коллективов по интересам;

-       организация досуга и отдыха детей во внеурочное время.

В связи с реорганизацией учреждения в Центр образования основная организационная и управленческая деятельность падает именно на это подразделение и заключается в таких управленческих шагах, как подготовка организационных и технических условий для организации допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки учащихся, что в свою очередь предполагает:

-       разворачивание на этой базе системы допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки на договорной основе;

-       заключение договоров о совместной деятельности с учреждениями профессионально-технического образования.

Особенности воспитательной системы Центра образовании:

-       наличие специальной организационной структуры: центра дополнительного образования в рамках Центра, имеющего серьезную материальную и кадровую базу для решения воспитательных задач;

-       наличие медико-психолого-дефектологической службы, позволяющей осуществлять диагностику, выявлять на ранних этапах развития детей склонности, способности и реальные познавательные интересы, в том числе для целенаправленной организации их внеклассной деятельности;

-       наличие субъектов управления, отвечающих за разноуровневую дифференциацию, коррекционно-развивающую линию обучения и воспитания учащихся (заместители директора, кураторы классов педагогической поддержки);

-       большая организационная и идейная связанность учебного и воспитательного процессов во всех модулях (подразделениях) Центра образования, вытекающая из идеологии и практики;

Особенности организации образовательного процесса Центра образования

Особенности организации Центра образования связаны в первую очередь с комбинацией пяти образовательных моделей:

1.      детский сад – интегративная образовательная модель;

2.      начальная школа с пятыми классами – модель «смешанных способностей»;

3.      основная школа – постановочная;

4.      старшая школа – отборочно-поточная образовательная модель;

5.      центр дополнительного образования – инновационная образовательная модель.

Отсюда, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, их способностей и склонностей, определяется блок дифференциации Центра образования, система организации групповых занятий, организация спецкурсов и потоков обучения в основной и старшей школе. Учебно-воспитательный процесс в Центре образования строится на следующих позициях режима дня: учебные занятия, обеденное время, консультационные, факультативные и кружковые занятия по выбору учащихся. Расписание занятий строится с учетом первой и второй половины дня.

Организация образовательного процесса в Центре образования строится дифференцированно, с учетом особенностей каждого модуля:

         в детском саду – на основе пятидневной рабочей недели;

         в начальной школе с пятыми классами – на основе пятидневной рабочей недели;

         в основной и старшей школе – на основе шестидневной рабочей недели;

         в центре дополнительного образования – на основе семидневной рабочей недели.

Режим работы модуля «Детский сад»: ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 8.00 до 19.00.

Режим работы модуля «Начальная школа с пятыми классами»: с 8.00 до 13.40 – 6-й урок

С 13.00 до 19.00 – работа кружков, секций, факультативов и ГПД (1 - 5-й классы).

Режим работы модуля «Основная школа» и модуля «Старшая школа»

Режим работы 6 - 11-х классов строится по 6-дневной рабочей недели, занятия начинаются в 8.30 и продолжаются по расписанию до 15.10. Факультативные, индивидуальные и кружковые занятия начинаются в Центре образования после окончания уроков и обеда учащихся с 14.30 по индивидуальному расписанию.

В основной школе функционирует 5 групп продленного дня, каждая со своим индивидуальным режимом дня, группы функционируют до 19 часов.

Режим работы модуля «Центр дополнительного образования»

В режиме 7-дневной рабочей недели занятия в секциях и кружках начинаются после окончания уроков и продолжаются до 20.00. В субботние и воскресные дни проводятся занятия, учебные походы и сборы учащихся.

Проекты лицея Публичный отчет 2009 лицея
Хостинг от uCoz