Проекты лицея | Публичный отчет 2009 лицея |
Отчет по реализации проекта
«Модель корпоративной системы непрерывного профильного
экономического образования в учебно-научном комплексе
«Лицей-Колледж-Вуз»
(сегодня – в условиях МАОУ
лицей №14 «Экономический»)
в рамках реализации Программы эксперимента «Совершенствование региональной
системы непрерывного профильного экономического образования в комплексе
«школа-колледж-вуз» на базе Экономического колледжа - Института экономики и
внешнеэкономических связей ЮФУ
2005 г. - областная экспериментальная площадка по реализации проекта Экономического колледжа Института экономики и внешнеэкономических связей РГУ (ныне ЮФУ) «Совершенствование региональной системы непрерывного профильного экономического образования в комплексе «школа-колледж-вуз».
2006 г. - подтвержден статус федеральной экспериментальной площадки «Модель корпоративной системы непрерывного экономического образования в комплексе «школа-колледж-вуз».
Институтом экономики и внешнеэкономических связей и экономическим колледжем ЮФУ на договорной основе ежегодно открываются профильные классы по специальностям «Финансы» и «Автоматизированные системы обработки информации и управления»:
2004-2006 г.г. – профильный класс по специальности «Финансы» – 29 человек
2005-2007 г.г. – профильный класс по специальности «Финансы» – 25 человек
2006-2008 г.г. – профильный класс по специальности «АСОИ и У» – 28 человек
2007-2009 г.г. – профильный класс по специальности «АСОИиУ» – 27 человек
2008-2010 г.г. – 2 профильных класса по специальности «АСОИиУ» и «Финансы» – 25 и 26 человек соответственно
Лицей сотрудничает с вузами г. Ростова-на-Дону (ЮФУ, РГЭУ(РИНХ)), Дворцом творчества детей и молодежи, Методическим центром образования г. Ростова-на-Дону, Центром информатизации образования г. Ростова-на-Дону, Психологическим центром образования г. Ростова-на-Дону, учреждениями культуры, спорта, здравоохранения. На договорной основе преподаватели факультетов ЮФУ, РГЭУ (РИНХ) в течение ряда лет проводят элективные занятия с обучающимися профильных классов.
В направлении совершенствования системы непрерывного математико-экономического образования лицей с момента основания работает в тесном сотрудничестве с экономическим факультетом РГУ (сегодня - ЮФУ) (проводит совместные олимпиады и конференции по экономике). Центр довузовской подготовки и учебно-методический центр экономического образования (Бизнес-школа ЮФУ) выдали в 2008 г. 85 свидетельств об обучение в профильных классах экономического факультета ЮФУ. В 2009 г. НОУ Донским институтом информатизации при Министерстве общего и профессионального образования РО выдано 63 удостоверения о курсовой подготовке по информационным технологиям в форме заочно-дистанционного обучения и присвоена квалификация Пользователя ПК.
Региональным Центром Информационных технологий заочно-дистанционного обучения и ГОУСПО «Ростовский государственный колледж радиоэлектроники, информационных и промышленных технологий» при РГЭУ (РИНХ) на договорной основе ежегодно открываются профильные классы по специальностям «Экономика и бухучет» и «Правоведение».
Через связи с вузами (факультетами математико-экономической
направленности) и Региональным центром дополнительного математического
образования при Министерстве общего и профессионального образования РО созданы
условия для совершенствования системы специализации лицея по математическому,
экономико-математическому направлению, а также по информатике в экономике и
информационным технологиям в экономике (Центр дополнительного образования с
одаренными детьми по математике). Разрабатывается и апробируется проект
современной концепции
экономико-математического образования в Лицее. В настоящее время творческая
группа (лицей – механико-математический факультет ЮФУ) создает обучающую
информационную среду и проект дистанционного обучения для 10-11-х классов по
финансовой математике.
С целью повышения результативности и нового качества образования лицей сегодня рассматривает возможность, как ресурса для собственного развития, продвижения и позиционирования, инициировать создание регионального инновационного, образовательного сообщества или ассоциации в рамках сетевого взаимодействия инновационных учреждений, инновационных образовательных программ, высокоэффективных технологий и ресурсов.
Основными приоритетами лицея в инновационной деятельности являются разработка собственной модели содержания образования, создание системы эффективных образовательных технологий, модернизация системы управления и методического сопровождения образовательного процесса.
Краткая характеристика промежуточных
результатов
(по каждому уровню инновационной деятельности отдельно)
1 этап – Создание концептуальной модели экономического образования в лицее №14 «Экономическом», ее экспериментальная апробация, методическое и кадровое обеспечение.
2 этап – Реализация идеи многоуровневой системы непрерывного экономического образования в едином учебно-научном комплексе «школа-колледж-вуз».
3 этап – Формирование модели сетевой организации социально-экономической направленности профильного обучения через развитие социального партнерства в региональной системе образования.
Дальнейшее развитие научно-педагогического поиска
На 1-ом этапе разработаны теоретические подходы к проблеме исследования. Разработана концепция экономического образования Лицея, программы ее реализации, апробированы различные модели экономического образования, включенные в аван-проект Городской целевой программы «Экономическое образование».
Приняли участие в разработке и экспериментальной апробации Регионального стандарта содержания экономического образования и образовательных технологий на всех уровнях.
Приняли участие в апробации авторских программ и учебно-методических комплексов «Азбука экономики» через пропедевтический курс экономических знаний на 1-ой ступени общеобразовательной программы.
Разработали и постоянно обновляли различные варианты учебных
программ по экономике с
Ввели в учебный план базовые экономические курсы, факультативы и спецкурсы экономического содержания. Создали структурно-логические схемы, высвечивающие связь базовых, профильных и элективных курсов экономической тематики, интеграцию с другими неэкономическими курсами.
Разработана концептуальная модель экономического образования как общих методических ориентиров «экономизации» образовательного процесса в лицее, охватывающая все ступени образования.
Внедрены современные технологии экономического образования, включающие построение процесса обучения на деятельностной основе, через финансово-экономическую игру «Предпринимательство» и политико-экономическую игру «Республика ЛЭКОН».
Внедрен мониторинг экономического мышления обучающихся на базе компьютерного банка данных.
Развернута инновационная и экспериментальная работа учителей лицея и преподавателей РГПУ, РГУ, РГУПС и РГЭУ (РИНХ) на основе договоров о совместной научно-педагогической деятельности.
Проведены семинары, конференции различных уровней по экономическому образованию.
Подготовка обучающихся Лицея к получению специальностей «экономист-бухгалтер», посредством специальных занятий при УМЦ ЭО экономического факультета РГУ (на основании договора о предоставлении образовательных услуг), с выдачей свидетельств и сертификатов.
Инициировали эксперимент по разработке концепции системы сотрудничества непрерывным общим – среднепрофессиональным – высшим профессиональным экономическим образованием (заключен договор о совместной деятельности с факультетом экономики, управления и права РГПУ).
На 2-ом этапе внедрены основные результаты первого этапа в систему сотрудничества непрерывным экономическим образованием.
Открыли классы экономико-правового колледжа при РГПУ по специальности «Экономика, бухучет и контроль» и получили статус ФЭП по реализации проекта «Подготовка профессиональных кадров в системе единого многоуровневого образовательного регионального комплекса «школа-колледж-вуз».
Региональным Центром Информационных технологий заочно-дистанционного обучения и ГОУСПО «Ростовским государственным колледжем радиоэлектроники, информационных и промышленных технологий» при РГЭУ (РИНХ) введена в Лицее система дополнительного СПО по специальностям: «Коммерция», «Бухучет и контроль», «Информационные технологии».
Проведены практические и обучающие семинары ИПК и ПРО в рамках курсовой подготовки учителей экономики, конференции различных уровней по экономическому образованию.
Приняли участие в серии международных семинаров по программе «Тренинг тренеров» экономического образования, проводимых Международным Центром Экономического и Бизнес Образования при поддержке Национального Совета Экономического Образования США.
Заключили договор о сотрудничестве и создании Центра экономического образования в г. Ростове-на-Дону с Международным Центром Экономического и Бизнес Образования г. Москва.
На 3-ем этапе – продолжение внедрения идеи системы соуправления непрерывным экономическим профессиональным образованием, отработка полного комплекса учебно-методической документации согласно экспериментальных учебных планов и программ, полный анализ результатов экспериментальной инициативы, выводы о целесообразности внедрения этой системы.
Проект «Формирование модели сетевой организации социально-экономического профильного обучения через развитие социального партнерства в муниципальной системе образования» направлен на создание открытых образовательных организаций.
Результаты
- Создана команда тьюторов, способных организовать повышение квалификации педагогических кадров по профильному обучению.
- Подготовлена управленческая команда участвующих в реализации проекта, по обеспечению реализации идей профильного обучения.
- Усовершенствованы программы для социально-экономической подготовки обучающихся в лицее с учетом потребности в кадровом обеспечении.
- Разработаны пакеты учебных материалов экспериментальной программы «Лицей–колледж-ВУЗ» (нормативно-правовых, методических по вопросам реализации профильного обучения).
- Создается инновационный ресурсный центр в региональной образовательной системе сетевого взаимодействия, обеспечивающего кооперацию образовательных ресурсов.
Нововведения в зксперименте
Эксперимент складывается из следующих нововведений:
- Научная отработка модели экономического образования в лицее.
- Создание целостной непрерывной системы экономического образования.
- Концепция, программы ее реализации.
- Разработка системы требований экономического образования в лицее, пакет программ по экономике с 1 по 11 класс.
- Извлечение возможностей создания центра экономического образования, обеспечивающего совершенствование методики преподавания экономических дисциплин.
- Формирование банка научно-методической, учебной литературы, дидактического материала и обучающих программ, в том числе компьютерных по экономическому образованию.
- Разработка профессионально-педагогических требований преподавателям, программа подготовки и переподготовки педагогических кадров в области экономических знаний, организация обучения преподавателей и методическая поддержка (форма получения второго высшего экономического образования).
- Создание пакетов учебной и учебно-методической литературы.
- Экспериментальная апробация регионального стандарта содержания экономического образования и образовательных технологий.
- Проект разработки содержания технологий и мониторинга экономического развития обучающихся через игровые технологии «Политико-экономическая игра «Республика ЛЭКОН», «Диалог цивилизаций», финансово-экономическая игра «Предпринимательство».
- Проект разработки дидактических приемов современных образовательных информационных технологий.
- Программа информатизации в лицее в сотрудничестве с НОУ ДОНИИНФО.
- Новая редакция концепции, Программы развития лицея.
- Системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения.
- Построение и развитие единого образовательного информационного пространства для развития познавательного творчества обучающихся в лицее.
- Реализация
непрерывной образовательной программы экономического профиля в лицее для
- Реализация проекта «Подготовка профессиональных кадров в системе единого многоуровневого образовательного регионального комплекса «школа-колледж-вуз”» (Лицей «Экономический» – РГПУ – экономико-правовой колледж при РГПУ) до 2006 г..
- Реализация проекта заочно-дистанционного образования Регионального Центра Информационных Технологий через целевую контрактную подготовку специалистов со средним профильным образованием (СПО) с Ростовским Колледжем радиоэлектроники приборостроения и промышленных и информационных технологий с РГЭУ (РИНХ) и Всемирным технологическим университетом, созданного и действующего под эгидой ЮНЕСКО.
- Проект «Формирование модели сетевой организации социально-экономического профильного обучения через развитие социального партнерства в региональной системе образования».
- Грант МОиПО РО за проект «Технологии социального партнерства в организации общественно-государственной системы управления качеством образования в условиях профильного лицея №14 «Экономический».
- Дважды победитель конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 и 2008 гг.
- Победитель конкурса «Авторская школа – Эврика»-2006 в номинациях «Экспериментальная школа», «Эффективная школа», «Инновационная школа», присвоен «Знак качества образования» в рамках программы инновационной сети «Эврика» Института проблем образовательной политики и МОиН РФ.
- Лауреат конкурса Премии Администрации Ростовской области «Донское качество»-2008 г. за достижение значительных результатов в области качества образовательных услуг, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством.
Представление результатов эксперимента ежегодно на различных уровнях образовательных мероприятий
- Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании-2006, 2007», г. Троицк Московская область.
- Межрегиональная конференция «Образование и гражданское общество в Российской Федерации», г. Москва, 2006.
- Фестиваль-конкурс
«Авторская школа – Эврика»-
- Экспертно-аналитический семинар «Комплексное развитие региональной системы образования», г. Москва, 2008.
- Фестиваль-конференция «Эврика-Авангард», г. Москва, 2007, 2008, 2009 гг.
- Вторая общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», г. Москва, 2006.
- Всероссийская научно-практическая конференция Ассоциаций гимназий г. Санкт-Петербурга, 2007.
- Экспертно-аналитический семинар по проблемам реализации Комплексных проектов модернизации образования, г. Ростов-на-Дону, 2006-2007 (декабрь, июнь).
- Всероссийский
образовательный форум - 2007,
- Региональная научно-практическая конференция «Вариативные модели профильного обучения в условиях регионального образования, г. Ростов-на-Дону, 2007.
- Первый
Всероссийский конкурс «Организация учебно-воспитательного процесса,
научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в
образовательных учреждениях»,
-
Конкурс на лучшие модели менеджмента,
ориентированные на рост качества товаров и услуг – «Донское качество»-2008 г.
-
Членство в российском клубе «Лидеров качества
образования», организованного в рамках реализации ТОП-проекта журнала «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
ОБРАЗОВАНИЯ: теория и практика эффективного администрирования».
Перспективы: планируемые результаты и работы
Целью развития лицея до 2014 года является построение саморазвивающейся модели образовательной организации, реализующей программу углубленного образования в соответствии с новыми стандартами качества образования, потребностями российского общества и государства, в интересах развития личности.
С этой целью в ближайшей и среднесрочной перспективе лицей должен достичь следующих результатов:
1) внедрение нового стандарта общего образования, соответствующего стандартам качества результата и процесса образования;
2) открытие на базе Лицея ряда ресурсных центров;
3) создание сетевого инновационного центра повышения квалификации педагогов и руководителей образования;
4) усиление позиции лицея как инновационной образовательной площадки муниципального, регионального и федерального масштаба.
Показателями эффективности достижения планируемых результатов будут служить:
5) возросшая конкурентоспособность выпускников на рынках труда, а самого лицея – на рынках образовательных услуг;
6) устойчивость имиджа лицея как надежного партнера региональной и муниципальной власти в деле модернизации российского образования;
7) позиционирование лицея на карте общеевропейского образования за счет расширения деловых международных связей.
Для реализации инновационной идеи лицею в ближайшие два года необходимо выполнить следующие работы:
1) Создание интеллектуального и профессионального потенциала управления развитием:
- обучение руководителей структурных подразделений, проектов и программ основам стратегического менеджмента и внедрение лучших моделей менеджмента качества образования;
- проведение серии практических семинаров и деловых игр;
- усиление роли консультантов при выработке стратегических решений.
2) Формирование позитивного внешнего контекста развития лицея:
- внедрение социальных проектов в общественном сознании;
- организация широкой РR-компании, постоянное освещение в СМИ событий лицейской жизни.
3) Создание системы сетевого взаимодействия лицейских проектов и программ:
- внедрение проектной культуры в деятельность сотрудников лицея;
- создание конкурсной среды при выборе объектов ресурсной поддержки.
4) Развитие системы мониторинга происходящих изменений в лицее:
- проведение комплексных психолого-педагогических и социологических исследований образовательной ситуации лицея;
- анализ принимаемых управленческих решений с точки зрения эффективности результатов.
5) Основные мероприятия, проведенные в рамках экспериментальной программы. При реализации экспериментальной программы "Лицей – Колледж-Вуз" мы исходим из представлений общественных, государственных и экономических потребностях в развитии общего образования – соответствие организационно-правовых форм, задачам формирования академической мобильности, принципам индивидуализации и деятельностного подхода, процессам социализации молодого поколения.
Существующие организационно-правовые формы (образовательное учреждение, классно-урочная система) этим задачам не соответствуют;
- соответствие содержания образования современным представлениям об образовании как формировании мышления и деятельности. Смещение акцента с аудиторной нагрузки учебного времени на самостоятельную работу, замещение вербальных форм обучения реализацией совместных проектов и программ;
- совершенствование экономических схем: деятельность в условиях финансовой самостоятельности и ответственности образовательной организации, мобильность в принятии экономических решений. Внедрение эффективных принципов оплаты труда, ориентированных не на процесс, а на результат педагогической деятельности.
Учебно-методическое обеспечение экспериментальной деятельности
1. «Экономический лицей. Концепция, инновационные программы, система управления», РГПУ, г. Ростов-на-Дону, 1993
2. «Экономическое образование в школе. Анализ, концепция, программа реализации», г. Ростов-на-Дону, 1995
3. «Приоритеты экономика и право», Инновационная школа, №2, 1995
4. «Структурно-логические схемы», РГУ, 1995
5. «Азбука экономики», 1995
6. Семинар «Модуль: Экономическая культура», г.Ростов-на-Дону, 1995
7. «Пакет учебных программ по экономике 1-11 классы», 1997
8. «Региональный стандарт экономического образования школьников», 1997-2002
9. Материалы конференций и семинаров различных уровней;
10. «Педагогическая и производственная практика», РГПУ, 1998
11. «Профессиональная культура учителя экономики и права», РГПУ, 2000
12. «Управление качеством муниципальной системы Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону», 2003
13. «Проблемы обновления содержания экономического образования в образовательных учреждениях г. Ростова-на-Дону». Информационно-аналитический справочник, г.Ростов-на-Дону, 2003
14. Профилизация образования в Лицее «Экономический» № 14. «Развитие профильного образования в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону», 2004
15. Проект организации корпоративной системы профильного обучения в Лицее «Экономический» № 14 г. Ростова-на-Дону, 2004
16. Образовательная программа лицея
17. Индивидуально-творческий подход к обучению и воспитанию как комплексный социально-педагогический проект системы образования Лицея «Экономический» № 14, г. Ростов-на-Дону, 2005
18. Технологии социального партнерства в организации общественно-государственной системы управления качеством образования (из опыта Лицея «Экономический» № 14, г. Ростов-на-Дону, 2005
19. Проблемы и перспективы развития инновационного подхода в организации учебно-воспитательного процесса МОУ Лицея «Экономический» №14 на современном этапе. «Инновационная деятельность как условие реализации национального проекта «Образование» (Муниципальное образовательное пространство Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону), 2006
20. Модели организации профильного обучения в Лицее «Экономический» № 14 на основе индивидуальных учебных планов. «Инновационная деятельность как условие реализации национального проекта «Образование» (Муниципальное образовательное пространство Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону)
21. Концепция и план реализации профильного обучения Лицея «Экономический» № 14 г. Ростова-на-Дону как ресурсного центра социально-экономической направленности, РО ИПК и ПРО, 2006
22. Система профильного обучения как модель социального партнерства, РО ИПК и ПРО, 2006
23. Программа развития МОУ Лицея «Экономический» №14, как ресурсного центра профильного обучения социально-экономической направленности, РО ИПК и ПРО, 2006
24. Мониторинг инновационной деятельности (в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения) Лицея «Экономический» № 14 г. Ростова-на-Дону, РО ИПК и ПРО, 2006
25. Задачи для оценки естественнонаучной грамотности (материалы для учителя), РО ИПК и ПРО, 2006
26. Технология задачного подхода социально-экономических дисциплин (материалы для учителя), РО ИПК и ПРО, 2006
27. Публичный отчет МОУ лицея № 14 «Экономический» за 2006-2007гг, 2007-2008гг, 2008-2009гг.
28. Сайт в сети Интернет: Lecon-14.narod.ru
Перспективы: образовательные условия развития и распространения модели инновационной деятельности лицея
1. Переход в МАОУ. Обеспечение финансовой и юридической самостоятельности МАОУ. Переход от финансирования образовательных учреждений к финансированию образовательных программ. Основной принцип, который должен быть реализован в системе финансирования старшей ступени образования – «деньги следуют за учеником».
2. Создание центра сетевого взаимодействия, прежде всего, с использованием ресурсов сети инновационных центров повышения квалификации.
3. Развитие сетевых форм организации образовательной деятельности в условиях автономии: разработка сетевых образовательных программ для обучающихся, организация сетевого взаимодействия с другими ресурсными центрами образования («образовательные консорциумы», ассоциации), сетевая организация повышения квалификации педагогических работников и т.д.
Лицей и в дальнейшем, в пределах своих возможностей и компетенций, активно будет участвовать в решении задач Программы развития лицея и программ экспериментальной деятельности лицея как областной и федеральной экспериментальной площадки.
Проекты лицея | Публичный отчет 2009 лицея |