Проекты лицея Публичный отчет 2009 лицея

Проект

«Технологии социального партнерства в организации общественно-государственной системы управления качеством образования

Ресурсный центр предпрофильной подготовки и профильного обучения социально-экономической направленности учащихся создан с целью реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в условиях Лицея «Экономический» № 14 г. Ростова-на-Дону.

Основными концептуальными идеями моделируемого центра являются:

-        обеспечение открытости образования с позиций включения личности в различные стороны жизнедеятельности, осуществляемой образовательным учреждением, также организации корпоративной системы взаимодействия образовательных учреждений всех уровней и типов, предоставляющей каждому обучающемуся выбор собственной образовательной траектории, ориентированной, в итоге, на жизненное и профессиональное самоопределение, самоактуализацию;

-        структурирование содержания образования в Лицее «Экономический» №14  в контексте парадигмы личностно-ориентированного  непрерывного  образования,  обеспечивающего «вертикальную» интеграцию (преемственность между отдельными этапами (уровнями) образования) и «горизонтальную»   интеграцию  содержания   программ различных социальных и образовательных институтов, а также форм образования в рамках организуемой корпоративной системы;

-        представление об ученике как о самодетерминирующем объекте, способном к осуществлению индивидуального выбора содержания,   предложенных форм  получения образования, удовлетворяющих интеллектуальные, социальные и культурные потребности личности.

Креативная модель корпоративного обучения организуется на базе Лицея, обеспечивая «вертикальную» интеграцию (преемственность между отдельными этапами – уровнями – образования) и «горизонтальную», используя собственную локальную сеть, а также сеть Internet (рис. 2).

Корпоративная система включает образовательные учреждения всех типов и уровней. Она организована с целью обеспечения многоуровневого непрерывного (преемственного) образования, содержание которого представлено комплексом интегрированных программ, реализующихся как в рамках различных форм обучения, так и дистанционного экстерната.

Модель корпоративной сети обучения

Основными признаками корпоративной системы обучения являются:

-        интеграция учебных структур, образующих единый комплекс, обеспечивающих объединение интеллектуальных, материальных, кадровых, научно-методических, информационных ресурсов в целях повышения эффективности и качества профильного обучения обучающихся;

-        системность, достигаемая за счет отработки взаимосвязей между структурами (подсистемами) образовательной корпорации;

-        личностной подход, предполагающий выбор стратегии образования  в  условиях диверсифицированной структуры предполагаемых образовательных программ.

Корпоративная система обучения выступает корпоративным комплексом, моделируя единую информационную среду для обеспечения образовательной, культурно-массовой, спортивно-оздоровительной, научной, инновационной и иной деятельности.

Интегративный комплекс обеспечивает связь между образованием и социально-экономической сферой микрорайона, района, региона. Рынок, промышленность, социальная сфера ориентируют комплекс на предоставление образовательных услуг, удовлетворяющих запросы обучающихся, родителей, педагогов.

Назовем характеристики моделируемой образовательной среды интегративного комплекса:

-        обеспечение преемственности, непрерывности образования;

-        обеспечение сопряженности учебных планов и программ различных уровней;

-        создание условий для развития творческого потенциала обучающихся и педагогов;

-        создание условий профессионального роста педагогов;

-        обеспечение реализации  инновационного (опережающего) образования.

Актуальность проекта

Согласно статьи 2 п. 6 Закона РФ «Об образовании» управление образованием в России имеет «демократический, государственно-общественный характер».

Однако на деле участие общественности в образовательной деятельности сводится лишь к финансированию дополнительных платных образовательных услуг, привлечению спонсорских средств на нужды образовательных учреждений. В настоящий момент происходит переход от понимания роли общественности как спонсоров к осознанию деятельного общественного участия в управлении образованием.

В ходе реализации модели корпоративной системы профильного обучения возникла потребность в определении и отработки технологий социального партнерства в организации общественно-государственной (муниципальной) системы управления качеством образования. Где качество образования понимается в широком смысле как интегративный феномен, который может быть представлен:

-        качеством образовательных процессов;

-        качеством образовательных систем;

-        качеством результатов образования;

-        качеством управления образованием».

Термин «социальное партнерство в образовании» как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Знакомство с опытом решения данной проблемы показывает главные особенности.

Первая состоит в том, что термин «партнерство» понимается очень широко, но наиболее распространенным является понимание партнерства как объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели.

Вторая особенность состоит в резком преобладании публикаций по проблемам социального партнерства в образовании в зарубежных источниках по сравнению с российскими публикациями.

Однако следует отметить, что в российских публикациях рассматривается исторический путь данного явления, что позволяет увидеть динамику его развития на протяжении ста лет. Не ставя перед собой задачу исследовать эту сторону проблемы, мы можем отметить только самое существенное, что опыт партнерства в России ведет отсчет с 1861 года, когда впервые после отмены крепостного права появилась необходимость в создании институтов самоорганизации местной жизни, местного самоуправления. Одной из самых приоритетных задач, которые решали с самого начала местные земства, было народное образование. Общественная инициатива стала развиваться очень быстро. Социальная активность интеллигенции подвела страну к пониманию необходимости партнерства семьи и школы. В этот процесс включилось как государство, так и предпринимательские круги, тем самым к началу 20 века открыв новую форму взаимодействия – родительские комитеты. Им удалось подчинить своему влиянию почти все школьное образование и многое сделать для обновления Российской школы.

Современный подход также показывает, что развитие образования – это забота не только государственная. Нормой благополучно живущих стран уже давно стало консолидированное участие общества в деле развития образования.

Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих – государства.

Безусловно, важно знать, имеется ли в настоящее время почва для взаимовыгодного сотрудничества, т.е. партнерства между образованием, отдельными общественными, благотворительными организациями, конкретными людьми, государственными структурами? Какие возможности представляет партнерство образованию, и наоборот? Какими технологиями необходимо обладать для эффективного партнерства. Чему помогает социальное партнерство?

Оценка опыта взаимодействия показало, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы школы на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления независимо от его типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы.

Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для партнеров всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.

Эффективное социальное партнерство в образовании предполагает:

-        наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;

-        готовность к такому сотрудничеству школы;

-        потребность школы;

-        инициатива школы;

-        инициатива негосударственного сектора.

Наличие названных условий будет способствовать тому, что партнерство поможет направить ресурсы школы на развитие сообщества, общественной самоорганизации и самоуправления. Оно привлечет ресурсы сообщества к поддержке образования в школе и будет способствовать взращиванию вокруг школы в сообществе традиции и практики гражданской активности, благотворительности, добровольности. Уже сегодня социальное партнерство создает на местном уровне реальные структуры российского гражданского общества и будет гарантировать их стабильное развитие.

Возможности развития образования в России с помощью партнерства строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; разработанная философия образования и подход к развитию сообщества; возможность для местных жителей, общественно-активных школ, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; представление родителям возможности принимать участие в процессе обучения и школьной жизни их детей; сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.

Коллегами, исследующими проблемы социального партнерства, были выделены четыре области образования, где оно возможно:

1)      развитие человеческих ресурсов;

2)      гражданское образование;

3)      профессиональное образование;

4)      развитие личности.

Гарантиями успешного сотрудничества образовательных учреждений выступает большое количество факторов. Но наиболее важными являются развитие культуры благотворительности, сформированная стратегия организаций, вступающих в сотрудничество, близость к нуждающимся, профессионализм в оказываемых услугах, степень развития организационной культуры партнера, гуманитарная составляющая человеческого фактора партнера, система контроля, сложившаяся система финансирования и философия ее развития, информационное обеспечение, регулирование организации, механизм саморазвития партнерской организации.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – разработка технологий социального партнерства, обеспечивающих реализацию образовательной и социально-экономической политики, учитывающей интересы развития личности, общества, государства и развивающегося рынка труда в условиях формируемой в профильном Лицее системы общественно-государственного (муниципального) управления качеством образования.

Задачи проекта:

  1. Разработка современной модели общественно-государственной (муниципальной) системы управления качеством образования.
  2. Разработка нормативно-правового обеспечения на базе образовательного учреждения формируемой системы управления качеством образования.
  3. Разработка технологий социального партнерства в условиях реализации общественно-государственной (муниципальной) системы управления качеством образования в Лицее.
  4. Разработка тиражируемых вариативных моделей технологий социального партнерства в образовательных учреждениях.
  5. Создание механизмов социального взаимодействия с целью построения системы управления образованием на уровне образовательного учреждения.
  6. Развитие модели социально-педагогического мониторинга  общественно-государственной системы управления качеством образования.

Этапы реализации проекта

I этап – 2006/2007 г.г.

На данном этапе предполагается разработка современной модели общественно-государственной (муниципальной) системы управления качеством образования  и нормативно-правового обеспечения на базе образовательного учреждения формируемой системы управления качеством образования;

II этап – 2007/2008 г.г.

На данном этапе предполагается разработка технологий социального партнерства в условиях реализации общественно-государственной (муниципальной) системы управления качеством образования в Лицее и тиражируемых вариативных моделей технологий социального партнерства в образовательных учреждениях.

III этап – 2008/2009 г.г.

2010… – продолжение творческого поиска.

Создание механизмов социального взаимодействия с целью построения системы управления образованием на уровне образовательного учреждения  и модели социально-педагогического мониторинга общественно-государственной системы управления качеством образования.

Обобщение результатов работы в экспериментальном режиме, проведение конференции, издание печатных материалов.

Ожидаемые результаты проекта

         структурирование модели общественно-государственного управления качеством образования в условиях профильного лицея;

         создание нормативно-правового обеспечения формируемой общественно-государственной системы управления качеством образования;

         разработка и внедрение в практику образовательной деятельности профильного лицея моделей социального партнерства, функционирование которых предусматривает учет ресурсного вклада партнеров, а именно, научно-методического, технологического, информационного и т.п.;

         разработка модели мониторинга качества образования с использованием информационных технологий;

         реализация образовательных потребностей обучающихся в контексте перспективного профессионального самоопределения.

Тиражируемые продукты проекта

         модель общественно-государственной системы управления качеством образования;

         вариативные модели технологий социального партнерства;

         модель мониторинга качества образования на основе использования информационных технологий.

Программа реализации проекта предлагает проведение научно-методических семинаров для образовательных учреждений г. Ростова-на-Дону и Ростовской области по проблеме «Технологии социального партнерства в организации общественно-государственной системы управления качеством образования».

Проведены семинары и конференция

п/п

Тема

1

Современное состояние проблемы общественно-государственной системы управления качеством образования.

2

Социально-педагогические механизмы организации общественно-государственной системы управления качеством образования

3

Нормативно-правовое обеспечение развития  общественно-государственной системы управления качеством образования

4

Модель корпоративной системы обучения, как социально-педагогическая технология управления качеством образования

Участие гражданских институтов в деятельности муниципального автономного общеобразовательного учреждения. Технологии работы с социальным заказом

В России с 90-х годов интенсивно развивается новый тип культуры общественных отношений. Культура, базирующаяся  на приоритете коллективных прав, сменяется постепенно культурой, свойственной демократическим обществам, основанной на признании личных прав и свобод.

Образование – неотъемлемая часть культуры и одна из функций образования, заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Именно с помощью образования старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше. Но сегодняшняя ситуация такова, что общество в целом, различные социокультурные группы и общеобразовательное учреждение в частности почти не имеют опыта взаимодействия на основе новых демократических ценностей. В этом и состоит одна из серьезных проблем для образовательного учреждения. Оно вынуждено решать непривычные для неё задачи – накапливать опыт взаимодействия на основе демократических ценностей, убеждаться в продуктивности и выгоде отношений, опережая события, начать кропотливую работу по развитию правовой культуры в обществе, где доминируют не право силы, а сила права. В таком случае социальная функция образования по-прежнему заключается в преемственности, но сама преемственность имеет «обратную направленность»: не общество с помощью образования транслирует молодому поколению свои традиции, а образовательное учреждение предлагает новый опыт социального взаимодействия, выращенный на новых основаниях, на новой–  и конституциональной! – системе ценностей.

В лицее постоянно осмысливается опыт социального взаимодействия как важнейшего условия реализации Программы развития. Важной составной частью управления развитием образования и создания условий для  реализации инновационной деятельности является анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа. Целостное видение педагогическим коллективом требований со стороны социальных заказчиков позволяет уточнить миссию организации, определить оптимальные модели выпускников, осуществить выбор основных направлений развития. Всё это нашло отражение в Программе развития лицея до 2011 г.

Социальный заказ на образование – это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности общеобразовательного учреждения.

В качестве заинтересованных сторон можно рассматривать столько позиций, сколько попытается учесть само общеобразовательное учреждение. На наш взгляд, на месте отвлечённой социологической категории «общество»  должна быть оставлена гораздо более конкретная категория «общественные институты» и сегодня мы считаем, что потенциальными игроками на образовательном поле выступают такие общественные институты как:

-        непосредственные участники образовательного процесса – обучающиеся и педагоги;

-        родители (семья);

-        образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;

-        государство;

-        бизнес;

-        политические партии;

-        инновационное сообщество (эксперты образовательной политики).

Характеристика социального заказа по отношению к общеобразовательному учреждению складывается из следующих основных компонентов:

         государственный заказ (его содержание определяется нормативными документами, в первую очередь федеральным государственным образовательным стандартом);

         потребности обучающихся (выявляются входе опросов, анкетирования  по Конвенции ООН о правах ребёнка, экспертных оценок педагогов);

         ожидания родителей (выявляются в ходе бесед, микросоциологических исследований, анкетирования, использования возможностей Интернет-сайта и т.п.);

         профессионально-педагогические потребности учителей (устанавливаются в ходе разработнических семинаров, анкетирования, публичных обсуждении лицейских проблем);

         требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования (определяются при заключении договоров, в ходе анализа отзывов на выпускников, анализа успешности сдачи ими вступительных экзаменов в ВУЗы и ЕГЭ);

         заказ от других заинтересованных сторон может появиться по результатам анкетирования, работы в фокус-группах, социологического исследования.

При формировании социального заказа Совет лицея признал  необходимым проведение анализа имеющегося опыта и прогнозирование тенденций развития социального заказа. При анализе имеющегося опыта обсуждались следующие вопросы:

         Кто являлся ранее субъектом выдвижения социального заказа, и каков был характер требований?

         К чему, прежде всего, предъявлялись требования: к результатам работы лицея (каким именно), к содержанию образования, характеру образовательного процесса, условиям пребывания в лицее, комфортности образовательной среды?

         В какой мере заказчики были удовлетворены уровнем работы учреждения и исполнением заказа?

         Появились ли  новые заказчики?

         Как изменился характер социального заказа?

         Как оценивают нашу работу различные заказчики?

Для эффективного развития также необходимо прогнозировать социальный заказ, так как образовательная деятельность не может строиться исходя из вчерашнего и даже сегодняшнего запроса на образование. При прогнозировании социального заказа полезно задуматься над вопросами типа:

         Как может измениться состав заказчиков, какие новые группы заказчиков могут появиться?

         Как может измениться характер предъявляемых лицею требований и способов их предъявления?

         Какие дополнительные ресурсы понадобятся лицею?

         Какие возможности открываются перед лицеем для выполнения нового социального заказа?

Также аналитическая работа помогает фиксировать точки совпадения и несовпадения сущего и должного, обозначать те разрывы, которые рождают чувство неудовлетворённости качеством (результатами) получаемого детьми образования. Ощущение неудовлетворённости в обществе (и в самом профессионально-педагогическом сообществе), к сожалению, усиливается, но оно не отрефлексировано, не структурировано и не артикулировано.

Поэтому анализ, прогнозирование и формулирование интересов различных общественных институтов должно помочь в общей ориентации в многомерном пространстве сферы образования.

Технология проведения анализа и прогнозирования социального заказа предполагает проведение опросов потенциальных субъектов социального заказа, в том числе родителей учащихся, педагогов, самих лицеистов. Необходимость охвата при опросе всех участников процесса обусловлена тем, что объективность информации в значительной мере возрастёт, если будут учтены все точки зрения, все позиции.

Анкета «Запросы родителей обучающихся лицея к образованию»

Жили-были в некотором царстве-государстве... Так начинались многие сказки, которые нам читали в детстве, и всегда было интересно узнать, что же там, за этими загадочными словами. Потом такие же сказки мы с ВАМИ читали своим детям, и, естественно, мы подошли к тому, что сейчас начинает прописываться их дальнейшая жизнь. И если раньше, в нашем детстве, все было понятно и одинаково для всех, то сейчас мы понимаем, что многое зависит от того, с чем мы своих детей выпускаем в жизнь. Мы понимаем, что будущее наших детей – это во многом наша тревога и забота. Почему? Потому что мы ЛЮБИМ их и хотим дать им лучшее.

Именно поэтому мы, инициативная группа родителей обучающихся лицея, обращаемся к каждому готовому к диалогу и сотрудничеству родителю: Ваш опыт, Ваши мысли, Ваше мнение необходимы для того, чтобы мы, с одной стороны, могли учесть все требования, которые поставит перед нашими детьми жизнь, а с другой стороны, мы должны выйти на диалог с современной школой в лице лицея №14 «Экономический» и сформулировать свой заказ на нужную модель образования. Ответив на вопросы анкеты, ВЫ внесете свою лепту в эту работу. Если у Вас появились вопросы и желание высказаться, приглашаем Вас принять участие в обсуждении.

1. Считаете ли Вы, что Ваше мнение в вопросах воспитания и образования должно учитываться современной школой?______________________________________________

2. Кто и как, по Вашему мнению, в процентном отношении участвует в процессе формирования Вашего ребенка?___________________________________________________

3. Какие компоненты, по Вашему мнению, входят в понятие «УСПЕШНОСТЬ»?

____________________________________________________________

4. Исходя из талантов и способностей Вашего ребенка, знания в каких областях Вы считаете необходимыми или базовыми?________________________________________

5. Хватает ли лично Вам знаний, полученных в средней и высшей школе? Если нет, то как Вы продолжаете свое образование?

01) самообразование ___________________________________________

02) курсы, стажировки _________________________________________

03) второе образование или специальность_________________________

6. Считаете ли Вы себя образованным человеком?

Какие критерии Вы включаете в это понятие?_______________________

7. Что Вы понимаете под определением «хорошая школа»? Пожалуйста, перечислите её признаки:___________________________________________________________

8. Какие навыки и умения, на Ваш  взгляд, ребёнок должен получить к моменту окончания средней школы?______________________________________________________

9. Как в жизни можно удостовериться в прочном усвоении каждого из этих навыков, предложите, пожалуйста, Ваши способы оценки. __________________________

10. Готовы ли Вы принять участие в обсуждении вопросов образования в лицее?

01) Да, с интересом (какие формы участия для Вас наиболее удобны?

участие в инициативной группе родителей

обсуждение

участие в образовательных событиях лицея

другое_________________________________________________________

02) Нет, не считаю это важным____________________________________

03) Затрудняюсь ответить_________________________________________

11. В каком классе лицея учится Ваш ребенок?_______________________

12. Какова в денежном выражении сумма, необходимая, на Ваш взгляд, для ежемесячного обеспечения ребенка образовательными услугами и т.д. (без учета питания ребенка)

________________________________________________

13. По ВАШЕМУ желанию Вы можете сообщить о себе дополнительную информацию:

Ваши ФИО__________________________________________________________________

Ваше образование____________________________________________________________

Сфера профессиональной деятельности__________________________________________

Контактный телефон Е-mail____________________________________________________

Спасибо за искренность и сотрудничество________________________________________

Данная Вами информация будет использована для создания материалов, определяющих запросы родителей к образованию в нашем лицее.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
по результатам социологического исследования «Запросы родителей учащихся лицея к образованию»

В конце октября 2009 г. в лицее было проведено социологическое исследование, направленное на изучение запросов родителей учащихся к лицейскому образованию. В качестве основных задач исследования были выделены следующие:

  1. Интерпретация понятий «успешность» и «образованность»;
  2. Изучение мнений родителей о степени влияния лицея на формирование личности ребенка;
  3. Выявление представлений родителей о критериях, которым должна соответствовать «хорошая» школа-лицей;
  4. Выявление представлений родителей о базовых областях знаний, необходимых учащемуся;
  5. Изучение мнений родителей об умениях и навыках, которые должны быть освоены учащимся к моменту окончания лицея, и способах их проверки;
  6. Определение готовности родителей принимать участие в обсуждении вопросов образования и приемлемых форм такого рода участия.

Исследование было проведено методом анкетирования.

Анкетирование родителей было проведено в период с 3 по 7 октября.

Всего в опросе приняли участие 76 человек, в том числе родители учащихся 8-х классов – 21 человек, 9-х – 18, 10-х – 19, 11-х – 17 человек; один из опрошенных не указал класс обучения своего ребенка. Таким образом, распределение респондентов в зависимости от класса обучения их ребенка выглядит следующих образом:

Абсолютное большинство опрошенных родителей – 94,7% – считает, что их мнение в вопросах воспитания и образования детей должно учитываться современной школой-лицеем. Только два человека из принявших участие в исследовании отрицательно ответили на данный вопрос. Такое же количество респондентов затруднились однозначно сказать, должна ли школа-лицей принимать во внимание их взгляды на образование ребенка.

Такого рода распределение мнений родителей вполне закономерно, ведь большинство из них придерживаются той точки зрения, что лицей оказывает влияние на формирование личности ребенка наравне с родителями и другими членами семьи. Так, 92,0% опрошенных считают, что лицей в той или иной мере оказывает влияние на развитие учащегося. Роль родителей в этом процессе отметили 98,7% респондентов. Принимая во внимание то значение, которое, по мнению родителей, имеет лицей для формирования личности ребенка, неудивительно, что родители считают необходимым учет их взглядов на процессы образования и воспитания современной школой-лицеем.

Помимо семьи и школы (лицея), в качестве факторов формирования личности ребенка респондентами были названы следующие: друзья, сверстники (указали 49,3% родителей); общество, улица (33,3%); сам ребенок (6,7%); средства массовой информации, книги (5,3%); внешкольные увлечения, организованная досуговая деятельность (2,7%). 2,7% опрошенных также предложили свои варианты ответа, в числе которых – детский сад, гены и некоторые другие.

Респондентам было предложено также оценить, в какой мере выделенные ими факторы оказывают влияние на формирование личности ребенка. Результаты нагляднее всего представить в виде таблицы:

Факторы

 

Значения

признака (в %)

Семья, родители

Лицей

Друзья, сверстники

Досуг

СМИ, книги

Общество, улица

Сам ребенок

Минимальное

20

10

5

15

5

5

50

Максимальное

100

50

35

15

20

40

70

Наиболее часто встречающееся

50

30

10

15

10

10

50

Среднее

53,7

27,8

19,7

15

11,3

17,6

56,7

Как показывают данные таблицы, разброс мнений родителей относительно степени влияния тех или иных факторов на формирование ребенка достаточно велик. Так, оценка опрошенными роли семьи и родителей в этом процессе колеблется в пределах от 20 до 100%, имея наиболее часто встречающееся значение – 50% и среднее значение – 53,7%. Значение лицея, с точки зрения респондентов, не так велико: наиболее часто встречающаяся оценка его влияния на формирование личности составляет 30%, среднее значение – 27,8%, при этом максимальное значение не превышает 50%.

Одной из ключевых задач исследования стала интерпретация понятий «успешность» и «образованность». Как показали полученные данные, оба понятия достаточно сложно поддаются формализации, однако результаты исследования наглядно показывают, что, по мнению респондентов, образованность человека является ключевым фактором его успешности. Распределение мнений респондентов относительно критериев успешности представлено в таблице:

Компоненты успешности

% от числа опрошенных

Образованность

38,2

Коммуникабельность

32,9

Самореализация и саморазвитие

22,4

Целеполагание и результативность

19,7

Уверенность в себе

18,4

Материальное благополучие

17,1

Профессиональная компетентность

14,5

Благополучие в личной и семейной жизни

11,8

Социальный статус и признание в обществе

11,8

Интеллект и мыслительные способности

9,2

Здоровье

7,9

Душевная гармония

3,9

Прочее

34,2

Затрудняюсь ответить

7,9

Итак, наиболее существенными факторами успешности человека в жизни, по мнению родителей, являются образованность (в том числе – наличие определенного багажа знаний, применяемых на практике) и коммуникабельность (в частности, умение общаться и легко входить в контакт с неизвестными людьми, а также способность представить себя и свои способности другим людям). Кроме того, существенными, с точки зрения опрошенных, являются такие компоненты успешности, как самореализация и саморазвитие, т.е. возможность наиболее полно раскрыть свои способности, стремление к развитию имеющихся навыков; целеполагание и результативность, в первую очередь – умение достичь поставленной цели и получаемые результаты деятельности; уверенность в себе (вера в свои силы и знания); материальное благополучие.

Как видно из таблицы, многими опрошенными были названы такие варианты ответа, которые сложно поддаются формализации; в ходе обработки данных они были объединены в категорию «Прочее» (34,2%). В данном случае родителями чаще всего назывались личностные качества, которые необходимы для достижения жизненной успешности – такие, как трудолюбие, старание, настойчивость, любознательность, честность, порядочность. Очевидно, что перечисленные качества не могут служить критериями успешности, а представляют собой черты характера, имея которые можно достичь жизненного успеха.

Интерпретация опрошенными понятия «образованность» представлена в таблице:

Критерии образованности

% от числа опрошенных

Широкий кругозор, эрудиция

39,5

Саморазвитие и самосовершенствование

28,9

Интеллигентность и культура поведения (воспитанность)

28,9

Интеллект и мыслительные способности

25,0

Профессиональная компетентность

18,4

Наличие формального образования (аттестата, диплома)

17,1

Нравственность и высокие моральные качества

7,9

Социальный статус и признание в обществе

2,6

Прочее

21,1

Затрудняюсь ответить

21,1

Следует отметить, что пятая часть опрошенных затруднилась ответить на поставленный вопрос, что косвенно может свидетельствовать о сложности однозначного толкования понятия «образованность». Как показали результаты исследования, первоочередное значение имеет такая характеристика образованного человека, как эрудиция и наличие широкого кругозора, этой точки зрения придерживаются почти 40% родителей. В эту категорию были объединены такие ответы, как начитанность, разносторонние знания, способность свободного общения на любые темы.

Следующую по значимости группу характеристик составляют такие категории, как саморазвитие и самосовершенствование (в том числе стремление к повышению уровня образования, профессионального мастерства, желание удовлетворить интеллектуальные потребности, любознательность и пр.); интеллигентность и культура поведения (родителями перечислялись такие характеристики образованного человека, как культура общения, такт, дипломатичность и некоторые другие); интеллект и мыслительные способности (в частности, понимание общественных и политических проблем, умение мыслить и анализировать, высокий уровень интеллекта, умение адекватно реагировать на ситуацию и т.д.).

Также определенное значение для родителей имеют такие характеристики образованного человека, как профессиональная компетентность и наличие формального образования. 17,1% респондентов подчеркивали необходимость получения высшего образования для того, чтобы быть признанным образованным человеком.

Замыкают список такие критерии образованности, как нравственность и высокие моральные качества (порядочность, честность, уважение к себе и другим людям), а также социальный статус и признание человека в обществе (родители указывали на то, что образованный человек должен иметь определенный авторитет, быть полезным для общества, востребованным в профессиональной деятельности и пр.).

В категорию «Прочее» были объединены признаки, выходящие за рамки выделенных групп характеристик, в частности: современность (соответствие времени, в котором живешь, стремление идти в ногу со временем), активная жизненная позиция, коммуникабельность, талант, а также владение какими-либо конкретными знаниями (например, иностранными языками).

В целом, большая часть опрошенных считает себя образованными людьми, остальные же отмечают, что в полной мере назвать себя образованными не могут, чаще всего мотивируя это тем, что образование – бесконечный процесс, совершаемый на протяжении всей жизни.

Следующей задачей исследования стало выявление мнение родителей учащихся лицея о тех признаках, которым, с их точки зрения, должна соответствовать «хорошая» школа-лицей. Распределение мнений опрошенных выглядит следующим образом:

Признаки

% от числа опрошенных

Благоприятная психологическая атмосфера, уважительное отношение к личности учащегося

51,3

Квалифицированный педагогический коллектив

44,7

Высокий уровень знаний

36,8

Личностно-ориентированное обучение

21,1

Желание ребенка учиться в данном лицее

17,1

Материально-техническая оснащенность

15,8

Профильное обучение

11,8

Инновационность, современные образовательные технологии

11,8

Образовательная программа, ориентированная на практическое освоение окружающей действительности

7,9

Внеклассная деятельность

3,9

Известность и репутация лицея

3,9

Прочее

10,5

Затрудняюсь ответить

1,3

Как показывают данные, приведенные в таблице, наиболее существенными для родителей являются три группы требований, которым должен соответствовать хороший лицей: благоприятная психологическая атмосфера, уважительное отношение к личности учащегося (опрошенные указывали на то, что ребенку должно быть психологически комфортно в учебном заведении, отношения между педагогами и обучающимися должны быть дружескими, ребенок должен чувствовать себя в школе личностью); квалифицированный педагогический коллектив (немаловажным фактором является также стабильность педагогического коллектива); высокий уровень знаний, соответствующий требованиям высшей школы.

Следующими по значимости для респондентов являются такие признаки хорошего лицея, как: личностно-ориентированное обучение (индивидуальный подход к каждому ребенку, возможность выбора и пр.); желание ребенка учиться в данном лицее («школа, в которую хочется вернуться»); материально-техническая оснащенность учебного заведения.

Приблизительно десятая часть опрошенных считает важными такие особенности лицея, как: профильное обучение (возможность определения с выбором профессии, профориентация, получение специализированных навыков в процессе обучения); инновационность и современные образовательные технологии (нестандартные подходы к обучению, применение авторских программ, проведение тренингов); образовательная программа, ориентированная на практическое освоение окружающей действительности (подготовка к реальной жизни, усвоение знаний через наглядные примеры, «школа жизни»).

Наконец, замыкают список такие признаки «хорошей» школы-лицея, как организация внеклассной деятельности обучающихся («школа, где дети учатся и живут») и репутация лицея, его известность.

В числе ответов, объединенных в категорию «Прочее», назывались также следующие признаки: дисциплина, бесплатность, рейтинг (высокий процент поступления выпускников в вузы).

В целом, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что, в основном, родители предъявляют лицею достаточно традиционные требования; характеристики же, связанные с внедрением инновационных компонентов и современных образовательных технологий, занимают в рейтинге лишь 7-9 строчек.

Следующей задачей исследования стало определение тех знаний, умений и навыков, которые, по мнению родителей, должны быть получены ребенком к моменту окончания лицея. Респондентам было предложено перечислить те области, знания в которых необходимы их ребенку. Распределение ответов респондентов представлено в таблице:

Учебные предметы

 и курсы по выбору

Класс обучения

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Математика

57,1

44,4

52,6

47,1

Английский язык

42,9

50,0

47,4

58,8

Обществознание

23,8

33,3

21,1

47,1

Экономика

42,9

33,3

21,1

17,6

Информационные технологии

19,0

5,6

10,5

23,5

Русский язык и литература

19,0

5,6

15,8

5,9

Психология

15,2

5,3

15,3

15,3

Физическая культура

4,8

11,1

21,1

5,9

Естествознание (физика, химия, биология)

4,8

8,1

8,3

11,8

Мировая художественная культура и изобразительное искусство (черчение)

4,2

5,3

7,3

15,6

Право

---

5,3

4,8

5,2

Знание базовых дисциплин в целом

9,5

5,6

---

---

Прочее (элективные курсы)

2,8

4,2

15,3

21,8

Затрудняюсь ответить

4,3

5,6

5,8

1,8

Таким образом, наиболее значимыми, с точки зрения родителей, являются знания в таких областях, как математика, иностранные языки, обществознание, экономика, русский язык и литература, мировая художественная культура и изобразительное искусство. Примечательно, что седьмую строчку в рейтинге занимает такая область знания, как психология, изучение которой не предусмотрено базовым учебным планом. Еще одной особенностью является сравнительно невысокая позиция такой области, как естествознание.

Помимо выявления мнений родителей о необходимых их ребенку областях знаний, в числе задач исследования было определение тех умений и навыков, которыми, с точки зрения опрошенных, их ребенок должен владеть к моменту окончания средней школы. Распределение ответов выглядит следующим образом:

Умения и навыки

Класс обучения

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Коммуникативные навыки, владение технологиями самопрезентации

38,1

38,9

52,6

76,5

Грамотность, базовые знания по программе, способность применить полученные знания

38,1

27,8

21,1

41,2

Навыки самоорганизации, умение управлять своей деятельностью

23,8

22,2

31,6

29,4

Самостоятельность и ответственность

19,0

16,7

31,6

17,6

Логическое мышление и аналитические способности

9,5

22,2

26,3

29,4

Углубленные знания в избранном профильном направлении

19,0

16,7

26,3

5,9

Навыки самообразования

9,5

16,7

15,8

17,6

Способность к осознанному выбору профессии

14,3

16,7

15,8

11,8

Уверенность в себе, способность к лидерству

9,5

11,1

15,8

5,9

Умение ориентироваться в окружающей действительности

9,5

16,7

---

5,9

Нравственность и моральная зрелость

9,5

11,1

10,5

---

Способность к адаптации, мобильность

9,5

11,1

---

5,9

Креативность, творческое мышление, способность к созиданию

---

11,1

5,3

5,9

Прочее

9,5

5,6

10,5

5,9

Затрудняюсь ответить

9,5

5,6

10,5

---

В целом, полученные в ходе исследования данные не дают оснований для утверждения зависимости мнений родителей о необходимых ребенку знаниях, умениях и навыков от класса обучения ребенка. Между тем, показательно, что значимость такого навыка, как коммуникабельность, гораздо выше оценивают те родители, чьи дети учатся в 10-11 классах, чем родители 8-9-тиклассников. Также с увеличением класса обучения возрастает актуальность овладения аналитическими способностями и навыками самообразования. В свою очередь, родители 11-классников гораздо ниже оценивают необходимость владения углубленными знаниями в избранном профессиональном направлении, нежели родители, чьи дети учатся в 8-10 классах.

Полученные данные не позволили составить полную картину тех способов, при помощи которых, по мнению опрошенных, возможно проверить наличие того или иного навыка у ребенка. Информация, достаточная для сопоставления способов проверки с указанными навыками, в ходе исследования получена не была. Как правило, родителями назывались достаточно традиционные способы проверки, как то: экзамены, тестирование, поступление в вуз, получение престижной работы, быстрое продвижение по службе. Некоторые родители указывали в качестве способов проверки приобретенных навыков деловые игры, тренинги, составление резюме. В большинстве случаев респондентами назывались абстрактные критерии, не поддающиеся измерению. Так, родители подчеркивали, что самостоятельность, жизненная успешность, авторитет в обществе являются показателями усвоения навыков.

В ходе исследования родителям был задан вопрос о том, какая ежемесячная сумма, по их мнению, является достаточной для обеспечения ребенка образовательными услугами. Распределение ответов представлено в таблице:

Сумма

% от числа

опрошенных

до 500 рублей

2,6

от 500 до 1000 рублей

21,1

от 1000 до 3000 рублей

21,8

от 3000 до 5000 рублей

15,3

свыше 5000 рублей

1,3

Расходы должны осуществляться за счет государства

5,3

Прочее

13,2

Отказ от ответа

19,5

Всего

100,0

Как показывают данные, приведенные в таблице, почти 20% респондентов оставили данный вопрос без ответа. Ответившие же чаще всего называли сумму от 500 до 3000 рублей. По мнению некоторых родителей, все расходы, связанные с образованием в лицее, должно нести государство. В категорию «Прочее» объединены ответы родителей, считающих, что достаточной является сумма, которую они платят в настоящее время, а также тех, кто полагает, что образование ребенка – не та статья расходов, на которой необходимо экономить.

Последней задачей исследования стал анализ готовности родителей принимать участие в обсуждении вопросов образования в лицее. 61,3% опрошенных выразили готовность участвовать в этом процессе; 6,7% указали, что не считают это важным; 32,0% затруднились ответить на поставленный вопрос. Распределение ответов респондентов в зависимости от класса обучения ребенка представлено в таблице:

Готовность к участию
в обсуждении

Класс обучения

Всего

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Да

85,7

50,0

57,9

47,1

61,3

Нет, не считаю это важным

4,8

---

5,3

17,6

6,7

Затрудняюсь ответить

9,5

50,0

36,8

35,3

32,0

Приемлемые формы участия родителей в обсуждении вопросов образования приведены в таблице:

Формы участия

% от числа опрошенных

Инициативная группа родителей

31,1

Обсуждение на Интернет-форуме

35,6

Участие в образовательных событиях лицея

40,0

Другое

20,0

В качестве других вариантов ответа родителями назывались такие формы участия, как родительские собрания, беседы, общелицейские встречи педагогов, обучающихся и родителей.

В целом, полученные в ходе исследования данные позволили составить общую картину ожиданий родителей от лицейского образования, а также их запросов к лицею. Поскольку исследование носило описательный характер, оно не предполагало выдвижения каких-либо гипотез и вскрытие существующих закономерностей. На основании полученной информации со значительной степенью вероятности может быть сделан вывод лишь о том, что родители в большинстве своем ориентированы на традиционные цели, ценности и результаты образования, связанные, в первую очередь, с обеспечением высокого уровня общеобразовательной подготовки.

В настоящее время разрабатываются анкеты для выявления интересов других общественных институтов, таких как бизнес, политика.

Общественный договор как способ обеспечения прав родителей на участие в деятельности лицея

В настоящее время лицей ведёт работу по разработке общественного договора, значительная часть которого будет фиксировать договорённость родительской общественности и лицея по поводу условий реализации образовательной программы, результата образования и ответственности сторон.

Сегодня становится очевидным, что реализация новой модели образовательной программы лицея невозможна без выстраивания партнёрских отношений со всеми участниками образовательного процесса, представителями власти, бизнеса и других потенциальных общественных институтов. Родители, законные представители учащихся, являются важнейшим институтом социализации подрастающих поколений, и задача лицея состоит в создании атмосферы сотрудничества и партнёрского распределения  ответственности в рамках Общественного договора.

Лицей имеет свой уникальный опыт в сотрудничестве с родительской общественностью.

Мы рассматриваем создание Общественного договора как механизм привлечения родительской общественности к решению комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, материально-техническом и информационно-технологическом обеспечении организационно-правовой форме и финансово-экономических механизмах.

Координацию работ по привлечению общественности к участию в деятельности лицея осуществляет Совет лицея, который обозначил основные направления по реализации Программы развития до 2013 года. Совет лицея принял решение о работе над текстом Общественного договора и предполагает следующий план действий:

1.      Определить потенциальных партнёров в образовательной деятельности лицея.

2.      Разработать анкеты для выявления и фиксации интересов разных общественных институтов.

3.      Разработать и провести деловую игру, где представители общественных институтов смогли бы озвучить свои интересы и договориться.

4.      Сформировать редакционную группу для разработки текста  общественного заказа.

5.      Написать проект Общественного договора.

6.      Провести общественные слушания Проекта Общественного договора на общелицейской конференции.

7.      Утвердить текст Общественного договора с учётом новых предложений и идей.

 

 

Проекты лицея Публичный отчет 2009 лицея
Хостинг от uCoz