Проекты лицея | Публичный отчет 2009 лицея |
Отчет по реализации проекта
«Мониторинг инновационной деятельности»
(в условиях профильного лицея)
В процессе разворачивания в лицее деятельности по индивидуализации учебно-образовательного процесса в 2008-2009 учебном году был проведен мониторинг, целью которого стало исследование маркеров содержания индивидуализации, степень включенности педагогического состава в логику индивидуализации, участие родителей в образовательном процессе. Для этой цели была разработана анкета, включающая в себя вопросы по исследованию таких аспектов, как:
- выделение признаков индивидуализации педагогами в образовательном процессе;
- фиксация качества основных видов деятельности, важных для учащихся (учебная деятельность, деятельность оценивания, проектная работа на ступенях, организация профильного обучения в старшей школе, сетевых форм образования, взаимодействия с родителями, организации образовательных событий;
- степень причастности коллектива к информации об участии в семинарах лицея;
- наличии новых форм управления в лицее, потребность в которых возникла в процессе реализации образовательного проекта;
- степени причастности родителей к проектированию образовательной программы.
В мониторинговом исследовании приняли участие 71 педагог лицея. При анализе показателей мониторинга были получены следующие данные:
Рейтинг маркеров индивидуализации
1. Профильная и уровневая дифференциация (возможность учащимся влиять на ситуацию, участвовать в ней, делать выбор).
2. Материальные носители образовательной программы, такие как индивидуальные учебные планы, соглашения между лицеем, учащимися и родителями, внутренние элективные курсы.
3. Новые формы оценивания, в основном безотметочное оценивание в начальной школе, становление оценочной самостоятельности учеников.
4. Участие родителей в образовательном процессе на уровне образовательного заказа и учет индивидуальных возможностей учащихся.
5. Применение заданий индивидуализации в уроке (условия для выбора).
6. Единичные указания, образовательные события, тьюторство.
Данные по разделам представлены в таблицах в процентном отношении к общему числу ответов.
Маркеры индивидуализации
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
25,5% |
19,6% |
17,6% |
15,7% |
11,7% |
5,88% |
Самым важным признаком индивидуализации на данном этапе для лицея является профильная и уровневая дифференциация (25,5% указаний). Уровневая дифференциация выстроена как форма организации образовательного процесса, которая дает учащимся «возможность переходить из группы в группу», «принимать активное участие в самой процедуре дифференциации», дети проявляют активность и заинтересованность, имеют возможность выбора уровня обучения. Профильная дифференциация позволяет учащимся старшей школы выбирать возможность построения собственного профиля обучения, используя возможности профильных и элективных курсов, образовательных событий и образовательных стажировок.
Материальные носители программы (19,6%) становятся актуальными в лицее в связи с изменением содержания образования в логике поддержки и защиты саморазвития человека через выбор путей самореализации и создание педагогических условий, обеспечивающих осуществление этого выбора. Индивидуальная образовательная программа становится, с одной стороны, ориентиром в избыточном по форме и содержанию пространстве выбора, с другой стороны, способом рефлексии образовательного опыта ребенка и, с третьей, фиксирует его достижения и становится основанием самопрезентации в пространстве перехода.
Изменение содержания образования с неизбежностью приводит к изменению способа оценочной стратегии педагогов (17,6%). Эксперимент по разворачиванию условий для становления контрольно-оценочной самостоятельности в начальной школе – наиболее очевидная реальность для педагогов Лицея, они фиксируют наличие средств безотметочного оценивания.
Отмечается, что родители и ученики являются заказчиками образования (15,7%), при этом родители могут формировать свой заказ на уровне дополнительных услуг, а для учащихся создаются условия, в которых их индивидуальные особенности становятся основанием для проектирования образовательной программы, образовательного пространства класса или возрастной ступени.
В урочном пространстве (11,7%) есть возможность создания условий для выбора, применения заданий индивидуализации.
5,9% участников опроса не дали ответа на данный вопрос, и есть единичные указания на тьюторство и систему развивающего обучения как на источник индивидуализации.
Качественная оценка
учебной деятельности
Анализ оценки педагогами эффективности учебной деятельности в начальной, основной и старшей школе показал наличие трех тенденций – положительной, отрицательной и нейтральной, при этом полярные тенденции подразделяются на причины, связанные с детьми (мотивация, предметный интерес), с педагогами (организация учебного процесса), по организации самого учебного процесса (наличие профильного обучения) и без указания причин.
Учебная деятельность
Обучающиеся |
Педагоги |
Без указания причин |
Организация процесса |
Организация процесса |
Обучающиеся |
Без указания причин |
Нейтральные тенденции |
негативные тенденции |
позитивные тенденции |
|
|||||
снижение мотивации. уровень знаний |
не очень хорошо органи зована |
(-) |
мало часов на «профилирующие» предметы |
наличие профилей |
предметный интерес |
(+) |
|
15,4% |
15,4% |
7,7% |
3,85% |
3,84% |
7,7% |
7,7% |
11,5% |
42,5% |
19,2% |
|
|||||
26,8% не ответили |
На вопрос о качестве учебной деятельности 42,5% участников мониторинга в своих ответах указали на тенденцию к снижению качества и отметили такие причины, как падение уровня мотивации учащихся и слабую организацию уроков (по 15,4%), педагоги третьей ступени видят проблемы в том, что при организации профильного обучения уменьшается количество часов на непрофильные предметы. Вместе с тем 19,2% педагогов отмечают позитивные моменты в пространстве учебной деятельности – наличие предметного интереса учащихся, важность организации профильного обучения. При этом 26,8% педагогов не ответили на вопрос о качестве учебной деятельности в лицее.
Формы оценивания
При анализе ответов о новых формах оценивания можно выделить три формы (безотметочное, рейтинги и баллы и портфолио) и указания на дефицит форм в старшей школе.
Формы оценивания
безотметочное |
рейтинги и баллы |
портфолио |
дефицит
форм оценивания |
нет ответов |
42,7% |
31,4% |
2,7% |
11,3% |
12,1% |
Более подробное рассмотрение форм оценивания в Лицее показало, что в основной и старшей школе имеют место бальная и рейтинговая система, но очевиден дефицит средств оценивания в старшей школе. Это связано с отсутствием отметочной системы в профильном обучении, нет общей схемы оценивания элективных курсов.
Безотметочное оценивание в начальной школе – наиболее узнаваемая новая форма оценивания, которая представлена определенными средствами (графики, шкалы, диаграммы) и качественными характеристиками: безотметочное оценивание способствует объективности оценки, стимулирует познавательную активность, является основой оценочной самостоятельности учащихся.
Рейтинговая и бальная система в основной и старшей школе начинают быть значимыми в логике разворачивания проектной деятельности в предмете и проектных студиях и в профильной старшей школе в оценке успешности учащихся в профильных и элективных курсах. Ощущается дефицит оценивания в элективных курсах, причем дефицит, связанный с оценкой продуктных форм итоговой аттестации учащихся. Портфолио, несмотря, на осуществленную пробу, пока не становится привычной формой аутентичного оценивания на основной ступени Лицея.
В 12% случаев педагоги не смогли дать никаких сведений
относительно иных, кроме 5-бальной системы форм оценивания.
Эффективность организации процесса индивидуализации
Анализ ответов участников мониторинга по пунктам реализации проектной деятельности в основной школе, профильного обучения в старшей школе, сетевых форм взаимоотношения с партнерами, взаимоотношения с родителями, организации образовательных событий и форм общественного управления представляется возможным квалифицировать по следующим пунктам:
1. «непонятно: трудно судить об этом, не знаю, этим не занимался» (пункт1 в таблице),
2. нет эффективных результатов» (пункт 2 в таблице),
3. «эффективно» (пункт 3),
4. «неоднозначно: противоречиво, амбивалентно, различно в различных условиях» (пункт 4).
Эффективность различных форм организации процесса индивидуализации
1. |
2. |
3. |
4. |
Эффективность проектной деятельности |
|||
33,2% |
16,66% |
50% |
|
Эффективность предпрофильной подготовки |
|||
38,5% |
42,2% |
19,2% |
|
Эффективность профильной подготовки |
|||
50% |
22,7% |
27,3% |
|
Эффективность сетевых форм. |
|||
56% |
8% |
36% |
|
Эффективность взаимодействия с родителями |
|||
14,7% |
23,8% |
33,3% |
38% |
Эффективность организации образовательных событий |
|||
33,3% |
5,55% |
44,4% |
16,6% |
Формы общественного управления |
|||
60% |
10% |
10% |
20% |
По результатам анализа таблицы можно построить рейтинг понятности для педагогов лицея различных видов деятельности и рейтинг эффективности деятельности, а так же выделить противоречивые аспекты в деятельности.
Рейтинг понятности деятельности лицея в указанных областях
• эффективность взаимодействия с родителями (85,3%);
• эффективность организации образовательных событий (66,7%);
• эффективность проектной деятельности (66,8%);
• эффективность предпрофильной подготовки (61,6%);
• эффективность профильной подготовки (50%);
• эффективность сетевых форм (44%);
• эффективность форм общественного управления (40%).
Очевидно, что весь педагогический коллектив имеет представление о тех сферах деятельности, которые пронизывают все возрастные ступени (взаимодействие с родителями и образовательные события), профильное же обучение в старшей школе и сетевые формы оказываются более закрытыми сферами.
Рейтинг эффективности деятельности в указанных сферах:
• проектная деятельность подростков (50%);
• организация образовательных событий (44,4%);
• сетевых форм взаимоотношений (36%);
• взаимодействия с родителями (33,3%);
• профильная подготовка (27,3%);
• предпрофильная подготовка (19,2%);
• формы общественного управления (10%);
Наиболее низкая эффективность в формах общественного управления лицеем и профильной подготовке в старшей школе.
Обнаружено неопределенное отношение к эффективности взаимоотношений педагогов с родителями: есть опыт и ресурс позитивного взаимодействия и в то же время много проблем, связанных с отсутствием взаимопонимания с некоторыми родителями, взаимодействие организовывается зачастую в экстренных ситуациях, нет систематической работы, родители не уделяют должного внимания образованию ребенка. Есть указания на то, что большая активность со стороны тьютора оборачивается потребительской позицией родителей. Неопределенное отношение к образовательным событиям связано с тем, что эффект от участия в них проявляется не сразу, и некоторые педагоги и родители считают, что участие в образовательных событиях отвлекает от учебы. Педагоги старшей школы предлагают ограничить свободный доступ для участия в образовательных событиях для некоторых старшеклассников в связи с тем, что они используют свое время очевидно неэффективно.
Участие в семинарах
Чаще чем 1 раз в год |
1 раз в год |
не знаю |
57,1% |
19,0% |
23,8% |
Члены педагогического коллектива представляют, что Лицей активно сотрудничает с вузами, являясь федеральной экспериментальной площадкой и участвуя в экспериментальной деятельности в городе и области.
Разработка образовательной программы, которая может быть предложена в качестве сетевого проекта
в стадии разработки |
слышали, но не знаем |
нет |
не знаю |
42,9%) |
23,8% |
4,7% |
28,6% |
Лицей в течение 2 лет разрабатывает
сетевые формы сотрудничества с различными институтами – школами-партнерами, ВУЗами,
поэтому педагоги понимают актуальность и современность сетевых отношений.
Родители имеют возможность принимать участие в проектировании образовательной программы?
да |
нет |
нет ответа |
В определении вариативной части учебного плана |
||
38,1% |
23,8% |
38,1% |
В разработке образовательных проектов |
||
42,8% |
9,5% |
42,8% |
Есть ли необходимость в участии родителей в проектировании образовательной программы |
||
71,4 |
0 |
28,6% |
О возможности участия родителей в проектировании образовательной программы педагоги отзываются следующим образом:
• в разработке образовательных проектов – 42,85%
• в определении вариативной части учебного плана – 38,1%,
При этом все ответившие считают, что родители могут финансировать образовательные программы, 9,5% участников считают, что родители не принимают участия в разработке образовательных проектов, а 23,8% педагогов уверены, что родители не могут участвовать в определении вариативной части учебного плана.
Выводы
По результатам мониторинга можно сделать следующие заключения:
1. В связи с тем, что важным аспектом данного мониторинга было исследование представлений педагогического коллектива о маркерах индивидуализации, существующих в педагогической повседневности Лицея, то первый вывод фиксирует, что общий идеологический контекст в целом коллективом удерживается. Участники опроса, не высказавшие своего видения, оказались молодыми педагогами, первый год работающими в коллективе, те же молодые педагоги, которые имели возможность пройти программу повышения квалификации на базе Лицея, достаточно уверенно говорят об индивидуализации.
2. Точки прорыва, показывающие наличие изменения содержания образования – безотметочное оценивание в начальной школе и проектная работа на второй ступени обучения в лицее. Изменение системы оценивания оказывается насущной необходимостью в связи с тем, что при индивидуализации становятся актуальными такие аспекты учебного процесса, как активность учеников, креативность, проба и анализ опыта, которые, с одной стороны, практически невозможно оценить в пятибалльной системе, с другой стороны, это качества, которые становятся интегральными характеристиками человека как индивидуальности и важны в первую очередь для него самого, а не для учителя. И на арену выходит изменение системы оценивания в логике становления контрольно-оценочной самостоятельности учащихся в начальной школе как основы учебной самостоятельности подростков. Проектная деятельность является условиями для становления учебной самостоятельности подростков и также проявляет необходимость исследования аутентичных форм оценивания.
3. Материальные носители индивидуальной образовательной программы становятся актуальными для лицея в целом в связи с тем, что в начальной, основной и старшей школе возникло достаточно простроенное пространство выбора, опыта и продуктивности. В этом пространстве возникает необходимость фиксации собственного выбора для удержания его как цели, необходимость фиксации шагов движения к цели, как продуктной форме собственной активности и фиксации достижений, которые перестают удерживаться в традиционной оценке.
4. Зафиксированы проблемы, связанные с учебной деятельностью и качеством обученности. Педагоги обращают внимание на снижение мотивации и интереса к обучению, на неэффективность организации учебного пространства самими педагогами, сложности педагогической практики, связанные с введением профильного обучения.
5. Проблемные точки (точки роста) – предпрофильное и профильное обучение. Неготовность учащихся старшей школы к профильному обучению обсуждается в категории рисков введения профильного обучения и требует дополнительного внимания к сопровождению предпрофильной подготовки девятиклассников с одной стороны, и обогащения профильного пространства более разнообразными элективными курсами. Идеи и разработки для формирования образовательного пространства на третьей ступени пока опережают ресурсное обеспечение, которое может обогатиться за счет выстраивания сетевых отношений. Сегодняшняя проблема – создание «карты образовательного пространства» и совершенствование портфолио, как формы оценивания достижений, в отличие от оценивания недостатков, как в пятибалльной системе оценивания.
6. Есть необходимость исследования пространства работы с родителями. На сегодняшний день родители оказываются нашими партнерами в проектировании профильной дифференциации в старшей школе, организации образовательных событий и праздников на разных ступенях лицея, участвуют в анализе эффективности результатов исследовательской деятельности (фокус-группа по индивидуализации), спонсируют образовательные и развлекательные события через Совет лицея. Вместе с тем родители не всегда с готовностью обсуждают учебные и поведенческие проблемы детей, тьюторская услуга воспринимается как обязанность лицея самостоятельно работать с трудностями, возникающими с детьми. По итогам мониторинга можно фиксировать необходимость разработки проекта работы с родителями.
7. В коллективе есть потребность в общественных формах управления.
Управленческие решения:
1. Развернуть пробно-поисковые пространства совершенствованию портфолио в основной и старшей школе как средства аутентичного оценивания и работы с индивидуальной образовательной программой.
2. Перейти к управлению качеством образования: целевому планированию результатов обученности, совершенствованию методической работы педагогов, освоению эффективных методов подготовки к ЕГЭ, созданию программы подготовки учащихся к олимпиадам, и конкурсах разного уровня.
3. Создать проект работы с родителями для согласования интересов тьюторов, родителей и учащихся.
4. Провести фокус-группу по проблеме общественного управления в школе.
5.
Разработать управленческие средства вовлечения молодых
педагогов коллектива в сетевые проекты.
Проекты лицея | Публичный отчет 2009 лицея |